Новости

Самая интересная профессия. Вечер кинодокументалиста Татьяны Маловой

19 марта 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

15 марта в Доме-музее А. И. Герцена прошел творческий вечер режиссера-документалиста Татьяны Маловой. Неоднократный лауреат Российской национальной телевизионной премии ТЭФИ, Татьяна Сергеевна — автор более шестисот фильмов, посвященных выдающимся деятелям культуры и науки. Герои ее картин — Анна Ахматова, Марина Цветаева, Лев Ландау, Геннадий Гладков, Александр Скрябин, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович и многие другие. «Работа кинодокументалиста дает возможность прикоснуться к судьбам великих. Это невероятно интересно. Ни одному сценаристу не придумать таких сюжетных ходов и персонажей, которых выдумывает сама жизнь», — призналась Татьяна Сергеевна. Среди работ режиссера — двухсерийный документальный фильм «По ком звонил „Колокол“?», показанный на телеканале «Культура» к юбилею Александра Ивановича Герцена. Некоторые эпизоды снимались здесь, в доме писателя в Сивцевом Вражке. Вспоминая работу над картиной, Татьяна Малова отметила, что съемки в музейных интерьерах «добавили фильму подлинности».

История жизни и карьеры самой Татьяны Маловой вполне могла бы стать сюжетом для фильма. Фильма о том, как выпускница филологического факультета Одесского государственного университета оказалась на берегу Каспийского моря. Как с детских лет страдая от заикания, она стала вести прямые эфиры, каждый раз перед началом за кадром горстями глотая успокоительные. Как руководствуясь принципом «надо браться за дело, а потом разберемся», девушка стала писать телесценарии. О том, как телезвезда полуострова Мангышлак, наткнувшись на объявление в газете, решила ехать в Ленинград и с легкостью поступила на режиссерский факультет СПбГАТИ. А дальше — работа под руководством легендарного тележурналиста и популяризатора науки Льва Николаева в телекомпании «Цивилизация».

«Многие мои приятели завидуют моей работе, — рассказала Татьяна Сергеевна, — но это все потому, что они не знают ее изнутри». Однако все описанные Татьяной Маловой «ужасы профессии» — «трое суток в монтажной», «осенью в грязи сорок килограммов на себе оборудования», «самое остаточное бюджетирование» — очевидно, саму ее не пугают, а только вызывают азарт. Так, вспоминая съемки фильма «Мятежный демон», режиссер рассказала, как им хитростью удалось «уложиться в бюджет» и снять интерьеры и закулисье Парижской национальной оперы не за тысячи, а по цене обзорной экскурсии по театру — всего за 8 евро. Показ этого фильма, посвященного выдающемуся артисту балета Рудольфу Нуриеву, и завершил творческий вечер.

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз