Новости

«Самая маленькая драма в мире» на сцене Дома-музея А.П. Чехова

19 февраля 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

14 февраля на сцене Дома-музея А. П. Чехова прошел спектакль центра «Театральный особнякЪ» «Калхас (Лебединая песня)» по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова, написанной в «доме-комоде» на Садовой-Кудринской.

«Я написал пьесу в 4-х четвертушках. Играться она будет 15–20 минут. Самая маленькая драма во всем мире», — пишет Чехов Марии Владимировне Киселевой в январе 1887 года. Простой и смешной сюжет: «налимонившись» после бенефиса, провинциальный актер Василий Васильевич Светловидов оказывается запертым в театре. Но в постановке Леонида Краснова чеховская «маленькая вещица» — насыщенное драматическое действо, заставляющее зрителей больше часа следить за судьбой героя и сопереживать ему. Страдающий тяжелым похмельем, всеми забытый в темноте опустевшей сцены, Светловидов с горечью признается себе: «Как ни финти, как ни храбрись и ни ломай дурака, а уж жизнь прожита… шестьдесят восемь лет…». Несбывшаяся любовь, отданные в жертву театру карьера и благополучие — обо всем этом Светловидов рассказывает неожиданно появившемуся суфлеру Никите Ивановичу (или Призраку? внутреннему голосу? самой Смерти?). И оказывается, что сыгранные роли — самое реальное и подлинное в уходящей жизни. Заученные реплики — самые искренние слова. А единственная возможность убедить Смерть, что жив как актер (а, значит, жив вообще) — продемонстрировать, что прекрасно помнишь тексты ролей. В яростной попытке доказать «что песня его не спета» Светловидов предстает перед зрителями то Гришкой Отрепьевым из пушкинской трагедии, то шекспировскими Гамлетом и Королем Лир, то Чацким из комедии Грибоедова. За считанные минуты — сыграно несколько ролей, прожито несколько жизней. Не за эту ли возможность актеру приходится платить своим благополучием, счастьем, жизнью настоящей?

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман