Новости

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»: к истории темы маски в русской поэзии

В Доме-музее М. Ю. Лермонтова продолжает работу выставка «И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело», посвященной драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». В рамках выставки 18 июня в музее состоялась лекция Д. Ляховича о «масках» у Лермонтова и Блока.

Автор поэмы «Двенадцать» испытал сильнейшее влияние своего предшественника. Как сам Блок отмечал, Лермонтов открылся ему в связи с картинами Врубеля. Особенно актуальным для Блока творчество Лермонтова, наряду с Гоголем и Достоевским, стало во второй половине 1900-х гг., то есть в период «антитезы». В 1906 году Блок откликнулся на книгу Н. Котляревского «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения» (1905) статьей «Педант о поэте».

Среди тем, интересовавших Блока в связи с Лермонтовым, как он сам отмечал в статье «Безвременье» (1907), была тема маски, которая воплотилась в цикле «Снежная маска». Впоследствии Блок переосмыслял тему маски в период кризиса русского символизма и в 1910-е гг., как и многие его современники, в связи готовившейся на фоне потрясений эпохи постановкой драмы «Маскарад» Вс. Мейерхольда, премьера которой совпала с февральской революцией.

Лекцию посетили студенты и аспиранты, специализирующиеся на истории русской литературы.