Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Природа здесь верна стезе привычной...»

Выставка «Природа здесь верна стезе привычной...»

Музей-квартира А.Н. Толстого

Живописные и графические пейзажи Игоря Фоменко

3 октября — 17 ноября 2019 г.

На выставке художника Игоря Станиславовича Фоменко представлены живописные и графические пейзажи центральных областей России, выполненные акварелью, акрилом и тушью. Посетители выставки увидят работы, созданные в период с 2016 по 2019 год, вошедшие в тематические серии: «Сквозь дождь», «Свет и трепет», «Дачный поселок», «В городе С», а также картины из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля.

Поэтические творения литераторов золотого и серебряного веков отечественной литературы часто посвящены русским пейзажам. Места, которые окружают нас с детства, создают основы мироощущения и духовной жизни. Вчитываясь в волшебной красоты и выразительности строки, художник Игорь Фоменко как будто перемещает жизнь на картины и одушевляет изображаемое, создавая поэзию акварелью, карандашом и тушью.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
                 Александр Пушкин


…А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним…
                          Сергей Есенин


Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали…
                        Константин Бальмонт

…Кирпичные мониста щавеля
И вереск, и ромашка, и лопух.
Как много слышит глаз и видит слух!
Я прохожу по берегу реки.
Сапфирами лучатся васильки…
                            Игорь Северянин

Игорь Станиславович так говорит о своей работе: «Все начинается с выбора материала. Вы должны понять, с чем у вас получается работать. Вот я, например, пытался несколько лет писать маслом. Но потом отказался от него, так как это не мой материал — он мне не подходит, мы с ним не смогли договориться. В холстах, написанных тяжелыми красками, видно, как художник трудился, сколько усилий приложил, и, может, даже вымучивал работу. С акварелью так не бывает, она легкая. Ведь что это за материал по сути? Акварель — это вода. Она сама решает, куда ей течь и каким изгибом ложиться. Ее нельзя подкорректировать, только договориться можно. И это не метафорично, это проверено опытом. Взамен, по обоюдному согласию, акварельные работы и получаются такие легкие, воздушные. Даже насыщенные красками и оттенками они не отяжеляются. Очень важно для художника найти свой материал, возможно даже на всю жизнь».

Действительно, именно эти так называемые «мокрые акварели» Игоря Фоменко из серии «Сквозь дождь» надолго притягивают к себе внимание, от них трудно отвлечься, оторваться, отойти. Зритель эмоционально перемещается в знакомую и уютную реальность, созданную художником, находя там спокойствие и умиротворение.

Игорь Фоменко родился в 1954 году в г. Гродно, Беларусь. Живет в г. Протвино Московской области. Окончил архитектурное отделение Минского архитектурно-строительного техникума (1973) и Белорусский государственный театрально-художественный институт (1983). Член Союза художников России. Участник республиканских, областных, городских и персональных выставок. Работы художника находятся в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Финляндии, Швеции и США. Занимается станковой и книжной графикой, акварельной живописью, сценографией.

В течение нескольких лет Игорь Фоменко занимался книжной графикой. Сотрудничая с московскими издательствами, оформил и проиллюстрировал ряд книг. Среди них книги таких авторов как Марк Твен, Андерсен, Маккалоу, Берроуз, Каверин и др., издания музыкальной литературы. В качестве художника-постановщика оформил более сорока спектаклей по пьесам таких драматургов как Шекспир, Ионеско, Цветаева, Шварц, Милн, Гумилев и др.

В области станковой графики его интересы лежат в сфере рисунка карандашом (натурные рисунки в жанре пейзажа, жанровый композиционный рисунок), рисунка пером (пейзажные композиции, натурные рисунки) и рисунка так называемыми «подвижными материалами»: углем, сангиной, соусом.

Постоянной темой акварельной живописи Игоря Фоменко является пейзаж центральных областей России, преимущественно Подмосковья. Отдельную нишу занимает монохромная живопись тушью, работы, выполненные пастелью. Это, как правило, городские и ландшафтные пейзажи, написанные и нарисованные с натуры.

Кураторы: Инна Андреева, Наталья Трушина

Открытие выставки состоится 5 октября в 17:30. Вход на вернисаж свободный.

В остальные дни посещение по входным билетам.

ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
+7 495 690-09-56