Выставка «Тургенев vs Достоевский: история сближений и расхождений»
10 – 25 марта 2018 г.
Совместная выставка Государственного музея истории российской литературы имени
Создатели «русского романа» — Иван Тургенев и Фёдор Достоевский были почти сверстниками. Тургенев родился 9 ноября 1818, Достоевский спустя ровно три года — 11 ноября 1821. Небольшая разница в возрасте и преданность русскому слову, литературе сделали неизбежной их встречу.
Ещё до личного знакомства, которое состоялось только в
Достоевскому не повезло — Пушкин погиб на дуэли за несколько месяцев до того, как Достоевский оказался в Петербурге. Известие о гибели кумира потрясло его. В те февральские дни 1837 года семья Достоевских находилась в трауре — ушла из жизни мать Достоевского и, как он вспоминал позже, если бы не это обстоятельство, то он бы просил разрешения у отца носить траур по Пушкину. Для обоих писателей Пушкин стал необходимым собеседником на всю жизнь.
История взаимоотношений Тургенева и Достоевского исполнена драматизма. Они встретились и сблизились в дни дебютного триумфа Достоевского в 1845 году, когда его первый роман «Бедные люди», прочитанный в рукописи, восторженно приветствовал самый авторитетный критик той эпохи Виссарион Белинский (1811 — 1848). Тургенев входил в круг близких друзей Белинского и разделял его взгляды. Литературный дебют Тургенева — поэтический рассказ «Параша» (1843) — был также одобрительно отмечен Белинским, который писал: «Каково же было наше удивление, когда прочли мы поэму, не только написанную прекрасными поэтическими стихами, но и проникнутую глубокою идеею, полнотою внутреннего содержания, отличающуюся юмором и иронией!» Достоевский вспоминал эйфорию, которая охватила его от знакомства с кругом Белинского: «О, я буду достойным этих похвал, — думал он в те счастливые для него дни, — и какие люди, какие люди! Вот где люди! Я заслужу, постараюсь стать таким же прекрасным, как и они… о, к ним, с ними!» К сожалению, прочной дружбы между молодыми литераторами не возникло. Более того Тургенев в соавторстве с
Несмотря на личную размолвку, творческие искания Тургенева и Достоевского имели общее направление. С 1847 года Тургенев начал публиковать рассказы, которые впоследствии вышли под названием «Записки охотника» (1852) и принесли ему заслуженную славу. Это было первое в русской литературе масштабное художественное исследование национального характера. Тургенев представил богатую галерею разнообразных типов и характеров, создав своеобразную энциклопедию народной жизни.
Исследование русского мира продолжил в «Записках из Мёртвого Дома» (1861) Достоевский. Его опыт был трагичен. В 1849 году он был арестован за участие в политическом кружке Петрашевского и сослан на каторгу в Сибирь. Но испытания не сломили его духа. Выйдя из острога он писал брату Михаилу: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего чёрного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
«Записки охотника» Тургенева и «Записки из Мёртвого Дома» Достоевского составляют замечательную дилогию о русском народе, созданную талантом двух великих писателей.
Достоевский, обвинённый по «делу Петрашевского», оказался на долгие годы выключенным из литературной жизни. Вернувшись в начале
В течение всей своей жизни Достоевский внимательно следил за творчеством Тургенева, постоянно откликаясь на его произведения в статьях, письмах, произведениях. Отношение его чаще всего было полемично. Своеобразным этапом творческого диалога Достоевского и Тургенева можно считать их романы «Отцы и дети» (1862) и «Преступление и наказание» (1866). Прочитав роман Тургенева, Достоевский написал ему письмо. Отзыв Достоевского чрезвычайно взволновал Тургенева, который писал в ответ: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления — и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счёл нужным вымолвить». Создавая образ Раскольникова, Достоевский вспоминал и его литературного предшественника, вызвавшего бурные споры среди русских читателей. Если Базаров —
Тема «отцов и детей» будет оригинально развита Достоевским в его романах «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1878 — 1879).
К середине
С раздражением воспринял Достоевский роман Тургенева «Дым» (1867), увидев в нём фальшь либерального самосознания. Своё отношение к Тургеневу Достоевский воплотил в карикатурном образе писателя Кармазинова в романе «Бесы», который публично читает тексте «Merci», представляющий пародию на эссе Тургенева «Довольно» (1865). Роману Тургенева «Дым» посвящена критическая статья в «Дневнике писателя» Достоевского за 1876 год. В подготовительных материалах к «Дневнику писателя» есть резкая реплика Достоевского в адрес Тургенева, подолгу жившего во Франции и в Германии: «Полевой поместил в своей истории литературы картинку дома Тургенева в
Последняя встреча писателей состоялась в июне 1880 в Москве в дни торжеств по случаю открытия памятника
Когда Достоевский заключил свою речь, аудитория взорвалась аплодисментами. В письме жене, написанном спустя несколько часов после события, Достоевский сообщал: «Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду:
На следующий день московский фотохудожник М.Панов сделал в своём ателье фотопортреты