Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Взгляд на русскую литературу»

Выставка «Взгляд на русскую литературу»

К 200-летию со дня рождения Белинского

(апрель–май 2011)

См. подробнее: Медынцева Г.Л. «Взгляд на русскую литературу». Выставка Литературного музея к 200-летию со дня рождения Белинского // Два века русской критики. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения В. Г. Белинского. Белгород — Харьков. 2011, с. 100–104; также: Медынцева Г.Л. «Взгляд на русскую литературу». Выставка в Литературном музее // Русская словесность. 2011. № 5, с. 56–58.
О материалах Белинского в ГЛМ см. на сайте музея в разделе Персональные коллекции.

Юбилейная выставка Белинского, размещённая в главном здании Литературного музея на Петровке, 28, в Одностолпной палате Высокопетровского монастыря, воссоздавала картину русской литературы, смоделированную Белинским, и показывала критика как «центральную» фигуру «замечательного десятилетия», собравшую вокруг себя всю русскую литературу и мыслящую интеллигенцию в лице «людей сороковых годов».

Одновременно она служила интродукцией и дополнением к основной экспозиции «Немое красноречие вещей» с её широчайшим историко-культурным контекстом, необходимым для восприятия такой универсальной фигуры, как Белинский. На выставке, призванной восстановить справедливость в отношении Белинского, была выделена историческая роль критика, приравненная к роли Пушкина в литературе: его творчество рассматривалось как один из краеугольных камней в основании русской словесности эпохи 1830-х-40-х наряду с творчеством Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а сам он как идеолог и вождь новой литературной школы. Она представляла собой конспект русской литературы той уникальной эпохи, на которую приходится творчество классиков трёх поколений: пушкинской поры, поколения Лермонтова и Гоголя и наконец, будущих корифеев — молодых литераторов: Тургенева, Достоевского, Некрасова, Гончарова, Герцена. Рядом с Белинским были показаны его союзники и антагонисты в критике (Полевой и Надеждин, с одной стороны; Греч, Булгарин, Сенковский — с другой), а также друзья-единомышленники (Станкевич, Бакунин, Боткин, Грановский, Герцен, Анненков).

На выставке сочетались два плана: историко-документальный и образный.
Исторический контекст был представлен первыми публикациями и отдельными изданиями статей Белинского разных лет и ряда работ о нём, графическими портретами писателей и критиков, видами мест, связанных с его биографией — Чембара, Пензы, Москвы, Петербурга, Пятигорска, Харькова, Одессы, Дрездена, Парижа. Образный план — иллюстрациями XIX—XX вв. На них лежала основная смысловая и эстетическая нагрузка: мы смотрели на литературу как бы через двойное стекло, воссоздавая картину русской словесности, возникающую под пером Белинского, в её конкретных сценах и образах.

Литературные и биографические факты служили своеобразной рамой для царства фантазии, населённого излюбленными литературными героями Белинского из произведений Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского в иллюстрациях выдающихся художников XIX—XX вв.: П.Соколова, М.Знаменского, П.Боклевского, К.Савицкого, Н.Каразина, К.Коровина, Б.Кустодиева, Л.Пастернака, Н.Кузьмина, Л.Фейнберга, В.Бехтеева. Это была реконструкция эстетических пристрастий Белинского через иллюстрации к литературным и драматическим произведениям, которые он анализировал. Отобранные работы акцентировали литературные предпочтения Белинского: культ исключительного героя, особенно Печорина и Гамлета, сильные страсти и драматические ситуации, а под влиянием Гоголя — внимание к обыденной жизни и обычному человеку.

На столпе, поддерживающем своды, уподобленном литературному Олимпу, выделялись 4 крупномасштабных портрета великих властителей дум — самого Белинского и неотделимых от его имени Пушкина, Лермонтова, Гоголя, что подчёркивало место Белинского в русской культуре.

В центре каждого раздела (на стенах и в витринах) экспонировался портрет Белинского, в окружении портретов близких ему писателей и критиков, как и в жизни он всегда был центром притяжения и общения.

Московский и петербургский периоды, на которые резко делится жизнь критика, объединялись подобием сцены — разделом драматургии и театра, неизменной страсти Белинского с юных лет и предмета профессиональных занятий. Критик считал драму «венцом искусства». Театр — это фокус, в котором сходятся разнообразные интересы, склонности и грани таланта Белинского и наиболее ярко раскрывается его личность. Царил среди театральных иллюстраций главный режиссер и лицедей российской сцены — государь император Николай I в. маскарадном костюме, чьё изображение указывало на время действия и характер правления.
Особо были выделены знаковые экспонаты: пастельный портрет Белинского раб. П. Боклевского на мольберте как раритет; живописные виды Московского Кремля и Петропавловской крепости; портреты Онегина и Печорина и сцены дуэлей, ассоциирующиеся с гибелью самих поэтов, и в качестве заставки к выставке — хромолитография с картины Б. Кустодиева «В московской гостиной 40-х годов» (1912), собравшей русскую культурную элиту эпохи Белинского.

Над выставкой работали:

Руководитель проекта: директор музея М. Гомозкова
Куратор выставки: заместитель директора по научной работе Е. Михайлова
Автор концепции: Г. Медынцева
Координатор: Н. Левченко
Экспозиционная группа: Г. Медынцева, Н. Левченко, Д. Спевякина
Фондовая группа: О. Мичасова, Т. Соболь, Е. Матюшенко, Е. Варенцова,
А. Бобосов, А. абенко
Этикетаж, аннотации: Г. Медынцева, Д. Спевякина
Художники-оформители: Л. Николаева, К. Осорио, В. Милюков, О. Федина
Компъютерное обеспечение: Л. Николаева
Информационное обеспечение: Н. Бонди