Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Немое красноречие вещей…»

Выставка «Немое красноречие вещей…»

Мемории русских писателей XVIII—XIX вв.

К 75-летию Государственного литературного музея

Подробно об экспозиции см. статьи: Рудник А. Э. Научная концепция юбилейной экспозиции «Немое красноречие вещей» (к 75-летию Государственного Литературного музея); Медынцева Г. Л. История создания и построение юбилейной экспозиции ГЛМ «Немое красноречие вещей» // Экспозиция литературного музея в современном мире. Традиции и новации. История литературного музея: коллекции, экспозиции, сотрудники. По материалам конференций 2011 и 2013. М., 2014. С. 85–88; 88–106

Смотреть фотогалерею выставки

Последняя стационарная экспозиция Литературного музея «Немое красноречие вещей» (2009–2014), — писательские мемории в собрании Литературного музея, от Ломоносова до Есенина), располагалась в пяти анфиладных залах Нарышкинских палат Высоко-Петровского монастыря.

Она состояла из множества отдельных или объединённых писательских уголков, где фрагменты семейных хроник, неотделимых от хроник литературных, в своей совокупности составили беглый очерк русской культурной жизни. Сформированные сюжеты были словно скованы одной цепью — нескончаемым диалогом писателей: подаренными друг другу фотографиями и книгами с автографами, письмами друг к другу, благодаря чему отдельные авторы воспринимались как члены огромной литературной семьи.

Экспозиция была призвана — через писательские мемории (мемориальные предметы, семейные реликвии, книги с автографами, рукописи, портреты и другие изображения) — реконструировать личность писателя, из отдельных деталей составить цельный образ в его родовых чертах и индивидуальных особенностях. Её стержнем служили мемориальные предметы, связывающие между собой многочисленные сюжеты. Среди множества личных вещей некоторые предметы повторялись в разных залах, перекликаясь между собой, что усиливало их значимость: писательские портфели, чернильницы, очки, ручки с перьями, курительные трубки, дорожные шкатулки.

Личность писателя, включённая в определённое культурное пространство, рассматривалась под разными углами зрения:
писатель в своей художнической ипостаси был показан через необходимые атрибуты литературной работы — письменные принадлежности, записные книжки, рукописи, книги на фоне портретов писателей в своих кабинетах и видов писательских кабинетов;
писатель в домашнем кругу — через предметы быта, одежду, семейные портреты, альбомы, книги, подаренные родственникам, на фоне домашних интерьеров, видов домов и усадеб;
писатель в творческой среде — через литературные связи, воплощённые в книгах и портретах с дарственными надписями, групповых портретах и фотографиях, видах литературных салонов и мест, связанных с определенными культурными событиями;

писатель на исторической сцене, как герой или жертва политических катаклизмов, — через документы, вещи, книги.
Неразлучные спутники главных героев экспозиции — её героини: жёны и подруги (обилие женских портретов бросается в глаза), а также, не считая других членов семьи, семейные «летописцы» и хранители семейных коллекций, одновременно создатели основанных на этих коллекциях музеев. Примеры тому: сын поэта П. А. Вяземского, «летописца» пушкинской эпохи, — Павел Вяземский, хранитель семейной коллекции и создатель совместно с другими родственниками музея-усадьбы Остафьево; семейный летописец Андрей Достоевский; верные помощницы и собирательницы материалов, связанных с жизнью и творчеством своих великих мужей, А. Г. Достоевская и С. А. Толстая; знаменитый художник А. П. Боголюбов, внук Радищева, создатель Радищевского музея (ныне Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева).
Сквозная тема экспозиции — рисунки писателей (Жуковского, Батюшкова, Лермонтова). Они служили не только характеристикой их личности и таланта, но почти вся «география» (русский и европейский пейзаж, русская усадьба, виды Крыма, Кавказа и Сибири, жанровые зарисовки) была дана глазами литераторов.

Экспонаты имели не только мемориальную, но и художественную ценность. Так, среди портретов были работы прославленных русских художников: Д.Левицкого, В.Боровиковского, В.Тропинина, О.Кипренского, И.Крамского, А.Боголюбова, И.Репина.
«Собранье пестрых глав», составлявшее содержание выставки, превратилось в связное увлекательное повествование со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
Первый зал, посвященный пушкинской эпохе, являлся завязкой всей дальнейшей тематики: семья, «отцы и дети», в прямом и метафорическом смысле, связь поколений, драматический путь русского писателя, «русские скитальцы» и путешественники.

Главным героем второго зала по праву можно было назвать Гоголя, собравшего вокруг себя московских литераторов 1840-х и московские салоны. Он выделялся и как «глава литературы», и как проповедник, и как «мученик христианства», и как юбиляр 2009 года.

Третий, кульминационный зал экспозиции, охватывавший семь десятилетий — с 1840-х и до 1910-х, освещал, с разной степенью подробности, 25 писательских судеб.
Центр зала был отведен Чехову: в 2010 отмечался юбилей писателя; Чехов связывает XIX столетие и Серебряный век; чеховский фонд положил начало собранию Литературного музея.
Краеугольные камни зала — коллекции Тургенева, Достоевского, Л.Толстого и большой живописный портрет Ап. Майкова на рыбной ловле кисти Крамского, озаглавливавший тему поэзии середины — конца XIX в.
Следующий — четвертый зал был посвящен Серебряному веку: Бунину, Л.Андрееву, Куприну, Блоку, Брюсову, Андрею Белому, Бальмонту, Гумилеву, Ахматовой, Волошину.
Завершающий зал, являясь продолжением предыдущего, контрастировал с ним, да и со всей выставкой. Его населяли такие разные герои, как Есенин и Маяковский; Пастернак, Цветаева и Горький с А.Толстым. В этом контрасте вся наша эпоха, и отдельные драматические ноты, звучавшие в предшествующих залах, сливались в единый трагический звук. С другой стороны, рождалось острое чувство ностальгии по культуре XIX столетия и Серебряного века.

Над выставкой работали:
Руководитель проекта — директор музея М. Гомозкова
Художник — А. Рейнер
Руководитель экспозиционной группы — А. Рудник
Экспозиционная группа: Е. Варенцова, В. Куделина, Г. Медынцева, Т. Соболь, О. Залиева, А. Рудник
Фондовая группа: А. Невский, Л. Морозова, В. Куделина, Е. Матюшенко, Т. Соболь, Т. Шипова, Н. Прохоров, Л. Алексеева, А. Безрукова, Г. Картушева, Л. Хлюстова, Е. Варенцова, Е. Погорельская, А. Бобосов, А. Бабенко, З. Годович
Художники-оформители: Л. Николаева, сотрудники отдела
Информационное обеспечение — Н. Бонди