Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Мир Достоевского»

Выставка «Мир Достоевского»

В 1996 году, объявленном годом Достоевского, когда во всем мире широко отмечалось 175-летие со дня его рождения, Литературный музей открыл в шести залах Нарышкинских палат Высоко-Петровского монастыря экспозицию «Мир Достоевского» (1996–2000).

Впервые с такой полнотой был представлен уникальный по объему и тематике фонд Достоевского, основой которого стала коллекция бесценных реликвий, собранная женой писателя А. Г. Достоевской (см. раздел «Коллекции»).

Авторы ставили себе задачей выстроить из массы подробностей (не утратив ни одной из них) целостную картину мира Достоевского, не похожего ни на какой другой писательский мир, с его специфической атмосферой призрачности и фантасмагоричности, напоминающей сновидение, с его переплетением вымысла и реальности.

В структуре мира Достоевского было выявлено множество чужих литературных миров, ставших его неотъемлемой принадлежностью: русская и европейская культура была представлена как составная его часть, «встроена» в творчество писателя. Лейтмотивом экспозиции, наряду с акцентированием основополагающих идей, была трансформация образов, тем и сюжетов европейской и русской культуры в творчестве Достоевского: писатель был показан в сопровождении своих «вечных спутников», а его герои — в окружении литературных «двойников», персонажей русской и западной литературы в иллюстрациях и изданиях XIX и XX вв.

Центром мира Достоевского, благодаря множеству его замечательных изображений, прижизненных и современных, оказалась его личность в разных своих ипостасях: великий художник, пророк и провидец, мудрец и мыслитель, психолог, герой «подполья», человек своего времени, семьянин — муж и отец. Подобно главным героям своих романов, Достоевский был окружён множеством действующих лиц — собственными героями, которых, в свою очередь, сопровождали их литературные и реальные прототипы; писателями-современниками и кумирами давних времен; великими истолкователями его творчества; литературными и духовными наследниками; членами семьи, родственниками, друзьями и знакомыми.

Несколько ярких впечатлений, как маяки озарившие «каторжный путь» Достоевского и ставшие неисчерпаемым творческим резервуаром, сами выстроились в напряженное драматическое действие и предопределили сюжет выставки, являясь её биографическими акцентами: убийство отца, литературный дебют и «самая восхитительная минута» (встреча с Белинским), смертный приговор, каторга и ссылка, «три любви», рулетка и как венец всей жизни — триумфальное выступление на пушкинских торжествах.

Выставка строилась на контрастном чередовании залов. Торжественная и празднично-юбилейная атмосфера пролога сменялась меланхолическим и камерным настроением раннего периода. После тревожной и напряженной кульминации — зала пяти великих романов, насыщенного фактами, событиями, лицами и идеями, следовало лирическое отступление — зал, объединивший тему европейской культуры с сюжетами заграничных поездок Достоевского. Он же служил плавным переходом к развязке: строгому и сдержанному финалу (прижизненная и посмертная слава).

И «завершающим аккордом» в последнем зале, посвященном театральным постановкам по Достоевскому, являлся видеофильм Ю. Решетникова, возвращающий нас к началу, к истокам, в московскую квартиру на Божедомке. В исполнении известных актёров звучали отрывки из произведений Достоевского. В заключение слышались слова, составляющие пафос всего его творчества: «Страдание — да ведь это единственная причина сознания».

Руководитель проекта: директор музея Н. Шахалова
Автор научной концепции: Г. Медынцева
Научный консультант: Г. Коган
Руководитель научно-экспозиционной группы: Т. Соколова
Экспозиционная группа: Г. Медынцева, Т. Соболь, З. Гротская
В выставке принимали участие: И. Делекторская, М. Гомозкова, С. Фадеева
Оформительские работы: И. Гаврилов, Л. Турчинский, В. Шарков
Аудиовизуальное решение: Ю. Решетников
Пространственное решение и оборудование: А. Смирнов

См. подробнее: Медынцева Г. Выставка «Мир Достоевского» в Государственном литературном музее» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 17. М., 2003, с. 143–167.