Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Русский скиталец»

Выставка «Русский скиталец»

К 190-летию со дня рождения Ивана Тургенева
2008

См. подробно: Медынцева Г.Л. «Русский скиталец». Выставка Литературного музея к 190-летию со дня рождения И.С.Тургенева // Тургеневские чтения. Сборник статей. Вып. 4. М., Русский путь, 2009, с. 344–375

Юбилейная выставка Тургенева, развёрнутая в шести залах особняка Остроухова (филиал Литературного музея, Трубниковский пер., 17), состояла из 6 разделов, соответствующих делению на залы: 1. Из России в Европу. Русские за границей. 2. Дворянское гнездо. – Москва и усадьба. 3. Петербургские встречи. Иностранцы в России. – Русские гастроли П.Виардо, европейских музыкантов и актёров. 4. Французы и русские. – Французский круг общения и «русское гнездо» в Париже. Последнее путешествие: Париж – Петербург. 5–6. Тургенев глазами русских художников ХIХ–ХХ вв.

Странническая жизнь Тургенева, заключающая в себе некий собирательный смысл, была представлена как отражение пути целого поколения российской интеллигенции и предвестие судеб русской эмиграции.

В основу выставки положены встречи Тургенева с соотечественниками и знаменитыми иностранцами, из которых складывается картина его жизни, одновременно рисующая литературную и общественную панораму России и Европы. Выставка представляла собой своеобразную карту, на которой намечены отдельные «пункты», «остановки в пути», временные пристанища Тургенева, ознаменованные встречами, знакомствами и общением, а также событиями исторического или личного свойства.

Она выявляла двуединую природу Тургенева – контраст между охотой к перемене мест, страстью к новым жизненным впечатлениям и тягой к родовым корням, устойчивому семейному быту; между образом жизни русского барина и «вечного странника», «русского европейца».

Лейтмотив выставки – «русские за границей» и «иностранцы в России», ибо многие важные, интересные, подчас символические встречи с соотечественниками произошли за границей, так что «русский след» тянется за писателем на протяжении всех его поездок и путешествий. С другой стороны, в России постоянно гастролируют иностранные музыканты, певцы и драматические актёры, концерты и спектакли которых посещал Тургенев.

Хотя выставка и состояла из отдельных сюжетов, она не казалась фрагментарной: эти сюжеты взаимосвязаны и словно нанизаны на одну нить – линию жизни Тургенева, пересекающуюся с судьбами современников писателя, а все материалы подчинялись двойной задаче – подчеркнуть типичность и в равной степени неповторимость его скитальческого пути.

Половина всей площади анфилады (первый и четвертый залы) было отведено Европе, другая половина (второй и третий залы) – России. В первом, самом просторном зале давался общий план – панорама событий; в следующих трёх крупным планом выделены поочерёдно Москва, Петербург, Париж.

Выставка имела кольцевую композицию: открывающий её пролог являлся и эпилогом. С этого раздела начиналось знакомство с выставкой и им заканчивалось. Он очерчивал географическое и культурное пространство тургеневской России: Москва, Петербург, русская усадьба, русский пейзаж.

В России Тургенев делил время между Москвой и Петербургом, и каждому из этих мест была отведена определенная роль.

Над выставкой работали:

Руководитель проекта – директор музея М. Гомозкова

Куратор выставки – заместитель директора по научной работе Е. Михайлова

Руководитель экспозиционной группы – А. Рудник

Автор концепции – Г. Медынцева

Экспозиционная группа: Г. Медынцева, Т. Соболь, О. Залиева, Е. Варенцова, К. Белькевич

Хранители: Т. Соболь, В. Куделина, Е. Матюшенко, Л. Морозова, Т. Шипова, Е. Варенцова, А. Бобосов, С. Белехова, Е. Виноградова

Этикетаж, аннотации: О. Залиева, Т. Соболь, Г. Медынцева

Художники-оформители: Л. Николаева, А. Милюков, В. Милюков, О. Федина

Компъютерное обеспечение – Л. Николаева

Информационное обеспечение – Н. Бонди

Фотографии Т. Заливиной и П. Фокина