Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Юбилейные выставки, посвященные В.М. Гаршину

Юбилейные выставки, посвященные В.М. Гаршину

Последними выставками Гаршина в Государственном литературном музее была выставка «Всеволод Гаршин», приуроченная к 150-летнему юбилею писателя (2005), и более камерная выставка «Обреченный погибнуть» (2015) — к 160-летию со дня рождения. Выставки располагались в разных зданиях музея: первая — в нижней одностолпной палате Нарышкинских палат Высоко-Петровского монастыря, вторая — в Доме-музее А. П. Чехова.

Выставка «Всеволод Гаршин»

К 150-летию со дня рождения писателя

Нарышкинские палаты Высоко-Петровского монастыря

2005

По сложившейся традиции выставка «Всеволод Гаршин» (авторы — Г. Медынцева, Г. Великовская, Т. Соболь) была задумана как неотъемлемая часть экспозиции «В чем моя вера…», где на первый план выдвигалась миссионерская роль писателя — пророка, проповедника, властителя дум.

В качестве героя своего времени и был показан на выставке Гаршин, имя которого сделалось символом святости, жертвенности и подвижничества. Портреты Гаршина зримо подтверждали отмеченное современниками сходство его с Христом, которое улавливается в репинских работах и изображениях Христа на картинах И. Крамского и В. Поленова.

Контекст выставки — литературный, исторический и художественный — был сформирован вокруг сюжетов, наиболее полно выражающих духовную и писательскую природу Гаршина и носящих знаковый характер: участие добровольцем в русско-турецкой войне 1877-го года; ночной визит в феврале 1880-го к министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову с просьбой отменить смертную казнь террориста Млодецкого; сотрудничество с журналом «Отечественные записки» и отношения с Салтыковым-Щедриным; посещение Л. Толстого в Ясной Поляне и поездка в имение И. Тургенева Спасское-Лутовиново; связь с художниками-передвижниками; дружба с И. Репиным, автором его знаменитых портретов.

Эти события выстраивают всю жизнь Гаршина: отношение к насилию на войне, революционному насилию и насилию со стороны власти выявляет нравственную сущность Гаршина и его понимание долга; связь с Щедриным, Тургеневым и Толстым — литературные и мировоззренческие пристрастия; общение и дружба с художниками — эстетическое кредо в искусстве и литературе.

Географическое и культурное пространство создавали виды Украины, где родился и провел детство писатель, и Петербурга, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. Работы передвижников, вписывая его творчество в художественный контекст эпохи, помогали соотнести поэтические принципы Гаршина с эстетикой и вкусами времени.

Руководитель проекта: заместитель директора по научной работе Е. Михайлова

Куратор: Г. Великовская

Автор концепции и экспозиционного решения: Г. Медынцева

Хранители: Т. Соболь, Т. Шипова, Е. Варенцова, А. Бобосов, К. Абрамов, В. Куделина, Е. Матюшенко, Д. Решетникова

Руководитель оформительской группы: К. Осорио-Кастро





Выставка «Обреченный погибнуть»

К 160-летию со дня рождения писателя

Дом-музей А. П. Чехова

2015

Выставка к 160-летию Гаршина «Обреченный погибнуть» (авторы — Г. Медынцева, Т. Соболь) отнюдь не случайно разместилась в доме-музее Чехова, где Гаршин являлся полноправным гостем — одновременно как писатель и как чеховский герой гаршинского склада. Гаршин высоко ценил талант Чехова, назвав его надеждой литературы. Весть о трагическом конце Гаршина исследователи отмечают как особую веху в жизни Чехова. «Среди видений, посещавших его, была темная, грязная лестница, в пролет которой бросился Гаршин, которого он любил» (И. Бунин). Чехов поместил в сборнике «Памяти Гаршина» рассказ «Припадок» о человеке «гаршинской закваски». Исследователи сравнивают Гаршина с героем чеховской «Чайки» Треплевым, которого сыграл на сцене Художественного театра Всеволод Мейерхольд, принявший при крещении имя Всеволода в честь любимого писателя.
Выставка мысленно была вписана в контекст чеховской биографии темами, сближающими обоих писателей. По счастливому стечению обстоятельств они составляют основу и предыдущей выставки, и гаршинской коллекции: героическое участие Гаршина в русско-турецкой войне, перекликающееся с поездкой Чехова на Сахалин; место Тургенева и Толстого в биографии и творчестве обоих; связь с издательством «Посредник»; дружба с художниками; роль душевной болезни в судьбе и творчестве Гаршина и развитие этой темы в рассказах Чехова «Черный монах» и «Палата № 6».

Хотя тематика выставок повторялась, они получились совершенно разными. Контекст, такой подробный на предыдущей выставке, здесь был лишь скупо обозначен фотографиями лиц из ближайшего литературного и родственного окружения, двумя сценами сражений и несколькими видами мест пребывания писателя, а остались, словно выжимка из прежней выставки, только перечисленные сюжеты.
Там главное — культурно-историческая эпоха, преломленная через события жизни Гаршина. Здесь преобладал нравственно-психологический аспект личности Гаршина, выступавшего в двух качествах — писателя и чеховского героя.

Огромную роль в обоих случаях играло экспозиционное пространство: на Петровке — монастырское, обусловившее религиозную направленность выставки; в доме Чехова — подобие сценического (зрительный зал). Выставка здесь воспринималась как несколько сцен из жизни Гаршина. Большую нагрузку несли элементы постоянного оформления: символический смысл приобретала увеличенная фотографии лестницы в натуральную величину; с увеличенной фотографией писательского кабинета удачно перекликался снимок Гаршина в своем кабинете. Замечательный скульптурный портрет молодого Чехова (работы М. Аникушина) напоминает Треплева, с которым сравнивали Гаршина. Среди афиш чеховских спектаклей — афиши «Чайки» и «Иванова», герои которых кончают самоубийством, как и Гаршин.
Обе выставки оказались изысканными и элегантными, словно на них упал отблеск гаршинского изящества, а их вынужденный лаконизм, предельная сжатость и символика оказались сродни эстетике и Гаршина и Чехова — краткости, концентрированности и сгущенности повествования.

Руководитель проекта: заместитель директора по научной работе Э. Орлов

Кураторы выставки: Г. Медынцева, Т. Соболь

Хранители: Т. Соболь, Т. Шипова, Н. Топурия, Е. Варенцова, А. Бобосов

Хранитель выставки: И. Сухова

Художники-оформители: Л. Николаева, Н. Романова, А. Романов, О. Федина, Е. Ионова


См. подробнее: Медынцева Г. Л. Два юбилея Гаршина в Литературном музее // Русский язык и литература для школьников. 2015. № 7, с. 50–61; также: Медынцева Г. Л. Юбилейные выставки, посвященные Всеволоду Гаршину в Государственном литературном музее: Всеволод Гаршин. К 150-летию со дня рождения (2005). «Обреченный погибнуть». К 160-летию со дня рождения (2015) // Всеволод Гаршин. Материалы из собрания Государственного литературного музея. М., 2018. С. 225–231.