Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Экспозиция «Альманах русской литературной жизни 1840–1880-х годов»

Экспозиция «Альманах русской литературной жизни 1840–1880-х годов»

1989–1999

В одном из самых типичных уголков старой Москвы на Сивцевом Вражке, 30, красуется стройный, благородный особняк первой четверти XIX века (созданный в XVIII веке и вновь отстроенный после пожара 1812-го года, в 1823-м). В 1848–1849 годах здесь жила семья Аксаковых, и их дом, добротный, просторный и уютный, как никакой другой, позволял воскресить и московский дух, и московский литературный быт. Гостиная Аксаковых (где бы они ни жили, а сменили они множество адресов) была открыта для всех; в этом радушном и патриархальном доме перебывала чуть ли не вся литературная и артистическая Москва. К числу постоянных посетителей аксаковских суббот принадлежали Щепкин, Погодин, Шевырёв; дружеские отношения связывали эту семью с Белинским, Герценом, Станкевичем, Грановским, Тургеневым, Ап. Григорьевым и многими, многими другими. Самым желанным гостем и кумиром семьи был Гоголь, перед которым в доме буквально благоговели (как, впрочем, и во всей читающей России).

В 1990-е годы в аксаковском особняке располагалась экспозиция Государственного литературного музея — «Альманах литературной жизни 1840–1880-х годов», призванная воссоздать атмосферу русских «литературных гнезд» XIX века и возродить традиции тогдашних литературных гостиных и салонов.

Комнаты дома, где реконструировали старинный дворянский интерьер, были украшены не только редкими портретами знаменитых литераторов, актеров и общественных деятелей России XIX века, но также прекрасными пейзажами, видами «дворянских гнезд» — старых усадеб и интерьеров барских домов, которые помогали погрузиться в духовную атмосферу эпохи и воскресить мир литературных произведений и их творцов.

Символично, что дом Аксаковых и полтора столетия спустя верен своим законам гостеприимства. Он «приютил» тех великих москвичей, кто имел и потерял свой дом: снесены дома Ап. Григорьева на Полянке и А. Фета на Плющихе, были заняты другими жильцами дома И. Тургенева на Остоженке и А. Сухово-Кобылина на Страстном бульваре. Зато теперь они чувствовали себя «как дома» в апартаментах Аксаковых. Многие находили себе временный приют в мезонине, где почти ежегодно одна выставка сменяла другую. Литературная жизнь России 1840–1880-х годов прослеживалась через наиболее яркие явления культурной жизни Москвы: московскую литературную гостиную — средоточие русской культуры 1830–1850-х; Московский университет — духовную родину писателей и мыслителей XIX в.; московскую журналистику с «Русским вестником» во главе; московские издания; драматургию Островского, Сухово-Кобылина, А. К. Толстого на сцене Малого театра; и, наконец, торжественное открытие памятника Пушкину в 1880 году как символическое завершение целой литературной эпохи.

В большой зале, которой открывалась анфилада дома, регулярно проводились поэтические и музыкальные вечера, проходили литературные встречи, семинары и конференции. За огромным круглым столом в центре гостиной свободно помещались 15–20 человек, а со стены, сплошь заполненной живописными портретами (целая портретная галерея!), на нынешних завсегдатаев дома взирали посетители прежних московских салонов, московские старожилы, так что буквально реализовывалась метафора «встреча поколений». Гостиная эта служила интродукцией, призванной подготовить зрителя к восприятию разворачивающегося действия. Если же вспомнить о названии экспозиции Аксаковского дома — «Альманах литературной жизни…» — ее можно было уподобить первой странице с предпосланным в начале книги содержанием.

Переходя от устного бытования в кружках и салонах к печатному воплощению в журналах, от жарких споров и дискуссий к публичным чтениям и диспутам, вошедшим в литературный обиход с 1860-х годов, литература делается все более доступной широкой публике. Наконец она становится всеобщим достоянием, концентрируясь в библиотеках и музеях. Они стали наглядным воплощением итогов великой культурной эпохи и закономерным завершением пути, пройденного литературой.

Проходя через анфиладу Аксаковского дома, посетитель видел многие интерьеры, запечатленные в живописи и графике середины XIX века (невольно сопоставляя с ними реконструированный интерьер самого дома) — «среду обитания» культурной элиты прошлого столетия: анфилады и отдельные комнаты, литературные гостиные, музыкальные салоны и кабинеты, внутренний вид храма и картинные галереи, интерьер Большого театра в Москве.

А в заключение были представлены виды интерьеров и фасадов зданий библиотек и музеев: залы Библиотеки Пантеона в Риме, Императорской публичной библиотеки и библиотеки Академии наук в Петербурге и два известных музейных здания в Москве: Политехнический музей на Лубянке и знаменитый дом Пашкова (гравюра Делабарта XVIII века), где с начала 1860-х годов обосновался Публичный Румянцевский музей, открытый в 1831 году в Петербурге. В его основу легла коллекция замечательного мецената графа Н. П. Румянцева, переданная в 1827 году правительству его братом и наследником С. П. Румянцевым.

Именно после перевода в Москву из Петербурга, где музей постепенно приходил в упадок, началась его подлинная жизнь. Он был переименован из Румянцевского в Московский публичный Румянцевский музей. Библиотека и собрание рукописей начали здесь быстро обогащаться. В день торжественного открытия памятника Пушкину в 1880 году его сыном было передано в музей собрание рукописей поэта, а затем собрание писем к нему и его писем к жене.

Пушкинскими торжествами — этим символическим завершением эпохи формирования национальной литературы — завершалась и экспозиция Аксаковского дома.

Москва встречала посетителя в вестибюле дома на прекрасных цветных литографиях середины XIX века — она же провожала в пушкинском зале поздними, конца XIX века, фототипиями с дорогими сердцу видами и самими названиями улиц: Китай-город, Таганка, Чистые пруды, Покровка. И среди них — вновь Московский университет, где также проходили торжества и где через много лет встретились те, кто вышел из его лона.

Руководитель проекта: директор музея Н. Шахалова (1924–2006)

Куратор: заместитель директора по научной работе Е. Михайлова

Художник: Е. Лаврова

Авторы концепции: Г. Медынцева, Т. Соколова

Руководитель экспозиционной группы: Т. Соколова

Экспозиционная группа: Г. Медынцева, Т. Соболь, В. Тимрот

Фондовая группа: А. Ширяева, И. Таланова, А. Бобосов, В. Харитонова, Е. Малиновская, Т. Соболь, Т. Шипова, Н. Кайдалова

См. подробно по адресу старого сайта в разделе История