Выставка «„Мне нужно то, чего нет на свете…”. Зинаида Гиппиус. К 150-летию со дня рождения»
8 ноября 2019 г. — 26 февраля 2020
Программа мероприятий к выставке
Современники Зинаиды Гиппиус называли ее «декаденткой», в советские годы ее имя лишь коротко упоминалось с негативными характеристиками, а произведения не печатались. В конце
Выставка, посвященная одной из самых известных представительниц Серебряного века, поэтессе, писательнице, драматургу, литературному критику проводится в Государственном музее истории российской литературы имени
Выставка в Музее Серебряного века основана на коллекции ГМИРЛИ имени
В зрелом возрасте
На выставке экспонируются портреты современников поэтессы. Один из них — портрет
Интересны портреты
Небольшой серией работ представлены места, связанные с Гиппиус: выставка начинается показом видов городка Нежина в Черниговской губернии, где юную Зинаиду обучали приглашенные на дом профессора из «Гоголевского института» (Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя). После переезда в Москву она успешно училась в московской частной гимназии Софьи Фишер. После замужества переехала с
В конце 1919 года Мережковские покинули умирающий, холодный Петроград, суженный в дневниках писательницы до пределов неотапливаемой квартиры, где было невозможно работать и не оставалось надежд на будущее. В эмиграцию, в Париж, Мережковские приехали через Варшаву, где несколько месяцев работали как публицисты, борясь против большевиков. В Польше Мережковские расстались с многолетним соратником
Фотографии и тиражная графика — основная по объему часть выставки: это «старцы» с «благоуханными сединами», любимые Гиппиус А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб, критикуемые ею в периодике поэт К. Бальмонт, «реалисты» Л. Андреев и А. Куприн, а также писатель А. Ремизов, «парламентский заговорщик» Б. Савинков, государственный деятель А. Керенский, о котором Гиппиус, несмотря ни на что, всегда отзывалась с любовью и пониманием.
На выставке представлена часть коллекции шаржей разных художников на популярного писателя Куприна — прижизненные газетные и журнальные вырезки. Экспонируются шаржи на современников, с которыми Гиппиус связывали сложные отношения, некоторых она не любила и не скрывала этого, негативно отзывалась о Горьком, Брюсове, Чулкове, Маяковском, Луначарском.
В книжной коллекции ГМИРЛИ хранятся многие прижизненные издания Гиппиус — от публикации первого рассказа «Злосчастная» в либеральном журнале «Вестник Европы», первого выступления в качестве критика и ранних стихотворений, написанных в непривычной тогда манере («Песня» и «Посвящение»), на страницах журнала «Северный вестник», до книг, изданных в эмиграции, в том числе в переводе на французский и с дарственными надписями современникам на русском и французском языках.
Центральные экспонаты — рукописи Гиппиус. Почерк — часть неповторимого образа поэтессы, примета ее необычного, оригинального стиля. Представлены автографы ее стихотворений разных лет; письма к
К выставке подготовлен фильм, демонстрирующий материалы из коллекции музея в сопровождении рассказов сотрудников об экспонатах, связанных как с историей предметов и их создателей, так и с творческой биографией Зинаиды Гиппиус, имя которой стало легендой (автор фильма — Виктория Уваркина, заведующая сектором мультимедийных проектов ГМИРЛИ имени
Кураторы: Михаил Шапошников, Моника Орлова
Автор концепции: Моника Орлова
Художник: Евгения Ионова
Открытие выставки состоится 8 ноября в 19:00. Вход на вернисаж свободный.
В остальные дни работы выставки посещение по входным билетам.
Музей Серебряного века
проспект Мира, 30
СМИ о выставке
Дьяволица, мадонна, товарищ (газета «Труд»)
Потерянная Гиппиус (газета «Культура»)
Конференция «Круг Мережковских: к 150-летию со дня рождения З.Н. Гиппиус»