Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Новости
  2.  Подробнее о музейных событиях
  3.  Открытие выставки «Александр Афиногенов». Проект «Советский Гамлет»

Открытие выставки «Александр Афиногенов». Проект «Советский Гамлет»

13 Апреля 2019 г.

Отдел: Дом-музей Б.Л. Пастернака

4 апреля в Доме-музее Б. Л. Пастернака открылась экспозиция «Александр Афиногенов», ставшая «вторым актом» большого выставочного проекта «Советский Гамлет». Музейный эксперимент рассчитан на десять месяцев и состоит из четырех последовательных выставок, объединенных общей идеей и целью.

Герой первой выставки цикла «Советский Гамлет» Евгений Замятин, по словам заведующей Домом-музеем Б. Л. Пастернака Ирины Александровны Ерисановой, предстал «цельным и последовательным человеком, достойно сыгравшим роль Гамлета до конца». «Казалось бы, Александр Афиногенов не очень-то выдерживает лобового сравнения с Замятиным: и по уровню таланта, и по уровню мыслей, и по уровню сопротивляемости. Но поразительно то, что это значительно более интересный для нас персонаж», — рассказала И. А. Ерисанова.

Советский драматург и влиятельный деятель культуры (руководитель Российской ассоциации пролетарских писателей, член президиума Союза писателей СССР) если и знаком современному читателю, то благодаря пьесе «Машенька» (спектакль «Окаёмовы дни» по ее мотивам еще недавно шел на сцене Вахтанговского театра). Но сама биография А. Н. Афиногенова, уж точно известная сегодня лишь единицам специалистов-литературоведов, могла бы стать сюжетом психологического триллера. Молодой и успешный драматург, любимец Сталина и правоверный большевик к тридцати годам занимает высокие посты. Преданный режиму и чуть ли не влюбленный в вождя, он пишет пьесу «Страх», в которой один из героев произносит со сцены: «Мы живем в эпоху великого страха». Кажется невероятным, но пьеса несколько лет с успехом идет на сцене Александринки и Московского художественного театра.

А в 1936 году в одночасье из обласканного властью писатель превращается в приговоренного: его исключают из партии и Союза писателей, начинается травля. Александр Афиногенов с ужасом ждет расстрела на даче в Переделкине. Единственным собеседником и другом в этот страшный для Афиногенова период становится сосед по дачному участку — Борис Пастернак. В отличие от остальных обитателей писательского городка Борис Леонидович не только не делает секрета из дружбы с Афиногеновым, но наоборот — демонстративно гуляет с «прокаженным» по Переделкино. «Афиногеновское горе, вынужденное затворничество послужило для Пастернака мощным импульсом для взаимодействия. Ему было важно войти в точку беды», — отметила на вернисаже Ирина Ерисанова. О чем говорили два таких разных писателя можно узнать из дневников Афиногенова: «Разговоры с Пастернаком навсегда останутся в сердце. Он входит и сразу начинает говорить о большом, интересном, настоящем».

С этих дневников начинается и музейная судьба драматурга. Ирина Александровна рассказала, как впервые в Доме-музее Б. Л. Пастернака заговорили о драматурге: «Двадцать лет назад к нам в музей забежал Михаил Шатров, который тогда жил на бывшей афиногеновской даче. Со словами „эта ваша история“ бросил на стол журнал „Современная драматургия“, в котором были опубликованы ранее неизвестные выдержки из дневников Александра Афиногенова». Пронзительно искренние дневниковые записи человека, обреченного на смерть и ждущего ареста, не могут оставить равнодушным.

Среди прочего в дневниках был найден необычный текст, который с допущениями можно было бы назвать пьесой: двое сидят напротив друг друга и разговаривают. Очень быстро читатель понимает, что это допрос, где один из собеседников — следователь НКВД, а другой — сам Афиногенов. Незалитованная пьеса «Допрос», текст, не предназначенный для чужих глаз и тем более для сцены, впервые поставлен в Доме-музее Б. Л. Пастернака актерами Сергеем Быстровым и Федором Малышевым на вернисаже.

«Мне кажется, сегодня произошло что-то совершенно исключительное, — уже после премьерного показа отметила Ирина Александровна. — Мы услышали и увидели, как бывает страшно одинокому затравленному человеку, живущему в ожидании ареста. Редкого качества вещь получилась. Никакого актерствования, ни одной фальшивой ноты, ни одного плюса — все предельно просто, честно и по-живому. А скоро эти два молодых человека реанимируют афиногеновские „Страх“ и „Ложь“».

За что попал в опалу молодой талантливый литератор? Как преданный режиму, искренне верящий большевик написал антибольшевистскую пьесу? О чем, ежеминутно ожидая казни, думал Александр Афиногенов? Что обсуждал с Борисом Пастернаком? Как, чудом избежав расстрела и репрессий, пережив травлю, он сумел остаться правоверным коммунистом до конца жизни? Об этом посетители выставки смогут узнать на тематических мини-экскурсиях. Также в рамках выставки запланированы спектакли, встречи с историками, филологами, режиссерами, философами и шекспироведами, детские интерактивные занятия.

Подробнее — в афише музея.

Юлия Глотова

Фото: © Виктория Уваркина

Возврат к списку