Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  В Доме И.С. Остроухова открылась выставка «Перекресток утопий...»

В Доме И.С. Остроухова открылась выставка «Перекресток утопий...»

2 апреля 2022 года в отделе ГМИРЛИ им. В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» состоялось открытие выставки «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов», рассматривающей утопический тип мышления 20-х годов XX века через призму литературы, искусства и техники.

Директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак отметил в своем выступлении, что выставка служит цели не воспроизвести реальность, а конструировать те смыслы, которые своевременно были еще не осознаны. Эпоха мечтаний и грёз, по словам Бака, сменилась эпохой раскрытия и вскрытия тайн, а утопия техники и духа — трезвым и сугубо рациональным взглядом на вещи. Экспозиционное пространство предлагает пересмотреть и переосмыслить малознакомые широкому зрителю сюжеты и соизмерить их с современностью.

Как отметил заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Павел Фокин, площадка музея стала центром для анализа утопической реальности 20-х годов и полноценным исследовательским проектом. В пространстве выставки важно проследить феномен жанрового разнообразия, формируемый трудами писателей, художников, фотографов и архитекторов. По словам Фокина, литература созвучна главному утопическому продукту времени — марксизму — и заслоняется реализованным социальным проектом общества равных возможностей без национальных, религиозных или классовых различий. Выставка высвечивает метаморфозу малых форм от миров-утопий Хлебникова, Чаянова, Маяковского или Есенина до производственного романа и до своей полной смысловой аннигиляции в антиутопии.

Многослойность выставки и создаваемых ею смыслов стала итогом коллаборации с партнёрами, среди которых Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Российская государственная библиотека, Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина, Государственный центральный музей кино, Мультимедиа Арт Музей, Политехнический музей, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Российский государственный архив литературы и искусства. Показать утопию как способ мышления возможно только тотально, с использованием многочисленных инструментов. Политехнический музей, в частности, предоставил модели вечных двигателей середины 1930-х гг. Алена Райхер, заместитель директора Политехнической библиотеки, подчеркнула, что утопический способ мышления стимулирует научно-технический прогресс: ярким примером здесь является пионер астронавтики и космонавтики Ари Абрамович Штернфельд, чьи исследования первоначально считались бурными фантазиями. То же справедливо для утопических проектов городов, планы которые были любезно предоставлены Музеем архитектуры. Так, летающий город Георгия Крутикова, как рассказал заместитель директора Музея архитектуры им. А. В. Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк, является, с одной стороны, прототипом для современных разработок умного города, а с другой стороны — контекстом, в котором работал архитектор, в повседневности оберегавший памятники культурного наследия в Москве. Созидая, он умел сохранять. В экспозиции также представлены мультимедийные экспонаты из Музея кино, среди которых — кадры из фильма «Аэлита» 1924 года, где мечта о коммунистической колонизации Марса достигает своего художественного апогея.

Куратор выставки Тимур Хайруллин почеркнул, что зритель может «глядя сквозь утопические очки, увидеть реальность в перспективе прошлого». Каждое из звеньев экспозиции, таким образом, должно настроить нас на восприятие реальности, достигнутой или недостигнутой с позиции утопистов 1920-х годов. Так, биополитика и трансгуманизм осязаемы с точки зрения биокосмистов, а хлебниковский новый тип коммуникаций достижим в современную диджитал-эпоху. На выставке можно соизмерить чаемые достижения науки, техники и духа и их воплощение в современной форме. Как указал куратор, в пространстве музея важно ощутить, как и насколько глубоко прошлое пересекается с современностью и какие смыслы это рождает. Павел Фокин выразил эту интенцию следующим образом: «Выставка спрашивает, произошли ли утрата идеалов или мы живем накануне приобретения нового идеала».

«Перекресток утопий» открыт для зрителей вплоть до 14 августа, а программа выставки включает кураторские экскурсии, книжный клуб и кинолекторий, информацию о которых можно найти на нашем сайте.

Текст: Софья Калинычева

Фото: Анастас Перушкин


Возврат к списку