Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Участники проекта «Московский экскурсовод» в отделах ГМИРЛИ

Участники проекта «Московский экскурсовод» в отделах ГМИРЛИ

12 Марта 2020 г.

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля является одним из музеев-партнеров Межведомственного образовательного проекта «Московский экскурсовод». В 2019–2020 учебном году участники проекта — школьники и студенты колледжей — посетили несколько отделов музея.

На первых ознакомительных занятиях в Доходном доме Любощинских — Вернадских на выставке «Зубовский, 15: жизнь и судьба московского дома» юные экскурсоводы получили представление о фондовой коллекции ГМИРЛИ, познакомились с понятием «мемория», классификацией и описанием музейных предметов, способами определения тем для рассказа. Они увидели несколько вариантов обзорной экскурсии по выставке, посвященной дому на Зубовском бульваре, и выбрали свою тему для итоговой экзаменационной экскурсии. В этом им помогли Галина Викторовна Великовская, Дарья Васильевна Спевякина и Людмила Борисовна Дендеберя. На практике школьники узнали:

— как отбирается и оформляется материал для экскурсии;
— какие экскурсионные приемы существуют;
— какие бывают виды экскурсий и как работать с группой;
— как сделать экскурсию познавательной и нескучной;
— как рассказать о музейном предмете: в контексте темы, от предмета (частного) к общему, сам предмет как отдельная тема рассказа и т. д.

Участники проекта побывали и в Центре творческого развития детей и подростков «Арка Марка», расположенном в Доме Любощинских — Вернадских. Сотрудники центра Анастасия Тихонова и Людмила Калашникова рассказали, как проводить экскурсионные программы для маленьких детей, обсудили словарь экскурсовода.

В отделе ГМИРЛИ «Музей Серебряного века» участники проекта побывали в мемориальном и выставочно-экспозиционном пространстве. Заведующий отделом Михаил Борисович Шапошников познакомил школьников с различными направлениями в литературе и искусстве конца XIX — первой четверти XX века. Научные сотрудники Моника Викторовна Орлова и Ирина Алексеевна Юрасовская рассказали о Д. Н. Кардовском и О. Л. Делла-Вос-Кардовской, В. В. Вересаеве, А. А. Ахматовой, М. Волошине, В. Иванове, В. Брюсове, А. Белом — акцентируя внимание на тех деятелях Серебряного века, которые были связаны с домом номер 15 на Зубовском бульваре. Эти занятия ориентированы на подготовку итоговой экскурсии.

В Доме-музее А. И. Герцена участники проекта не только познакомились с событиями российской и мировой истории ХIX века и биографией Александра Герцена, но и стали участниками дискуссии между «западниками» и «славянофилами», поработали с историческими источниками. На экспозиции школьники уделяли особое внимание логическим переходам при показе экспонатов под руководством научного сотрудника Елены Георгиевны Нарской.

В Доме-музее М. Ю. Лермонтова Дарья Васильевна Спевякина предложила участникам проекта провести интерактивную программу «Раут с Лермонтовым» и отработать некоторые экскурсоводческие приемы, как, например, цитирование, диалог, применение портфеля экскурсовода и др.

В отделе «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» на выставке «Русский сентиментализм: знаки препинания» школьникам необходимо было после ознакомления с выставкой самим рассказать о выбранных экспонатах и показать их. Ведущая программы Елена Олеговна Панышева в ходе практической работы также уделила внимание умению юных экскурсоводов работать с группой.

На выставке «Зубовский, 15: жизнь и судьба московского дома» юноши и девушки увидели много материала для исследовательской работы: через судьбы владельцев и жильцов дома можно проследить историю страны. Это, несомненно, обогатит подростков новыми знаниями и поможет им понять важность изучения истории не только России, но и своей семьи.

Организаторы и ведущие программ проекта «Московский экскурсовод» надеются на результативность этих встреч: полученный ребятами опыт работы в музейном пространстве, с текстами, с группой и в группе, с различными источниками информации и разными людьми, дает возможность личностного роста и приобретения новых умений и возможностей, знаний и опыта.

Возврат к списку