Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Творческий вечер Юрия Норштейна

Творческий вечер Юрия Норштейна

6 июня 2019 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

30 мая в Доме-музее А. И. Герцена прошла встреча с легендарным художником-мультипликатором Юрием Борисовичем Норштейном.

Не будет преувеличением назвать мультипликационный фильм «Ёжик в тумане» классикой: образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми, приобрели символическое значение. Сорок четыре года назад «Ежик в тумане» был выпущен студией «Союзмультфильм», и за это время не одно поколение детей гадали, «захлебнется ли лошадь в тумане, если ляжет спать». А если классика — значит, не может надоесть. Значит, если начал, то обязательно захочешь досмотреть до конца, хоть и знаешь буквально наизусть (попытка Юрия Борисовича прервать показ «Ежика», чтобы продолжить рассказ о работе над картиной, была встречена хором недовольных возгласов из зала).

...

«„У каждого свой вкус“ — это ерунда. Вкус надо воспитывать», — убежденно заметил Юрий Борисович, вспомнив, как вместе с внучкой часами гулял в музейных залах, рассматривая и обсуждая картины. Рассказал Юрий Борисович и о том, что воспитало его вкус: пока его будущие коллеги-мультипликаторы получали высшее образование, он работал столяром-сколотчиком на мебельном комбинате, а в свободное от службы время непрерывно и жадно читал. Книги, альбомы с репродукциями Шагала, Гончарова, Ларионова, Лебедева — они были «университетами» Юрия Норштейна. Влияние этих художников-авангардистов на творчество Норштейна, пожалуй, очевиднее всего в мультипликационном фильме «25-е, первый день». Источником вдохновения для самого «дорогого его сердцу фильма» «Сказка сказок» стало русское народное творчество. «…В русском народном творчестве. Мне случайно попалась книга художницы 30-х годов Татьяны Мавриной о народной живописи — росписи прялок, шкафов, предметов утвари. Мы побежали в исторический музей, а там поленницы этих прялок, и поняли — да, вот оно», — рассказал Юрий Норштейн. Но часто творческим импульсом становятся вещи неочевидные: яркие детские воспоминания, случайные встречи и находки, прозаичные бытовые ссоры. «Когда б вы знали, из какого сора…»

С «яростным вдохновением» (только так, по словам Норштейна, надо трудиться) Юрий Борисович вспоминал о совместной работе с Михаилом Мееровичем, о том, как создавались легендарные мультфильмы, о состоянии российской мультипликации сегодня.

Гостям вечера посчастливилось увидеть не только любимые и хорошо знакомые мультфильмы, но и те, что, к большому сожалению, остаются неизвестными широкому кругу зрителей: например, очаровательная заставка к программе «Спокойной ночи, малыши», фильм «Цапля и журавль», трогательные рекламные ролики «Русский сахар».

Юлия Глотова

Фото: Тимур Гольдман

Возврат к списку