Обычная версия сайта
Размер шрифта A A A
Цветовая схема
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  История экспоната

«Неуловимый Чехов» Валентина Серова

Собрание Пушкина из коллекции Чехова

В. А. Серов. Портрет А.П. Чехова. Бумага, акварель, 1902

А. П. Чехов и В. А. Серов познакомились осенью 1900 года. Тогда же и должен был состояться первый сеанс. Однако 15 ноября 1900 года Чехов написал художнику: «Многоуважаемый Валентин Александрович, все эти дни мне нездоровится, голова болит очень, и потому до сих пор я не был у Вас. Простите, пожалуйста. Если я теперь, в ноябре, не успею побывать у Вас, то не разрешите ли Вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда бы я отдал Вам сколько угодно времени, хотя бы три недели».

Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в жизни. В случае с Чеховым художник сразу принялся за работу, так как писатель в последние годы жизни редко бывал в Москве.

Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решил немедленно отправиться к Чехову, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку. Предварительно он послал Чехову свою визитную карточку с припиской: «Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора». Однако и этот сеанс не удался. Несколько сеансов всё же состоялось до 11 декабря 1900 года. Достоверных данных о том, что Чехов позировал Серову впоследствии, не сохранилось.

И. Э. Грабарь вспоминал: «Серов не довольствовался одним лишь рисованием с натуры, рисуя много по памяти. Он обладал редчайшей способностью до иллюзии восстанавливать в своём воображении облик человека. <…> Только однажды ему удалось получить несколько коротких сеансов для акварельного рисунка с <…> Чехова, и оно сделал с него портрет проникновенной психологической глубины, чему немало способствовало отсутствие на лице пенсне, всегда извращающего естественный взгляд человека».

И. С. Зильберштейн полагал, что этот рисунок Серов рассматривал как один из подступов к будущему большому портрету. Сохранилось интересное воспоминание М. П. Чеховой. На ее вопрос: «Как у Вас идет работа над портретом Антона Павловича?» – Серов ответил: «Ну какой же это портрет? Портрет большой, настоящий я только собираюсь писать». Сам Серов, как свидетельствует художник Н. П. Ульянов, находил свой набросок «не совсем удачным».

Портрет хранился у сестры писателя М.П. Чеховой. Он стал одним из первых экспонатов чеховской коллекции, переданных ею для музея А. П  Чехова в Москве. В связи с созданием в 1934 году Государственного литературного музея в числе многих других материалов этот портрет вошёл в собрание ГЛМ. Копия портрета представлена в отделе ГЛМ «Дом-музей А. П. Чехова», оригинал хранится в фондах.