«Книжная полка» для детей 7–11 лет
В программе — занятия:
- по произведениям Пушкина, Чуковского, Хармса и других классиков литературы. Будем читать тексты, обсуждать сюжеты и персонажей, знакомиться с произведениями русской живописи и классической музыкой, играть, рисовать и мастерить поделки;
- посвященные русскому языку, его особенностям и истории, во время которых участники будут решать лингвистические задачи и играть в разного рода словесные игры;
- по выставкам в нашем доме, на которых мы поговорим о мифологии и искусстве Древней Греции, познакомимся с образами Петербурга и Москвы в живописи, придумаем свои книжные иллюстрации и расшифруем тайные послания.
Продолжительность: 60–90 мин.
Ведущая: Юлия Горбова
Справки по телефонам
По абонементам можно посещать любые занятия для детей или встречи для взрослых, входящие в программу литературного клуба «Книжная полка»
Купить абонемент на 5 занятий Купить абонемент на 10 занятий
Программа
11 февраля
Трудности перевода
На занятии поговорим о трудностях, с которыми сталкиваются переводчики при переводе иностранной и русской литературы. Обсудим разные темы: почему переводчик «в прозе — раб, а в стихах — соперник» (В. Жуковский); сложно ли перевести стихотворение, поддерживая в нем ритм и рифму; что такое «ложные друзья» переводчиков, как справиться с многозначностью слов и как перевести «непереводимые» слова.
Попробуем сразиться с трудностями перевода вместе с известными переводчиками, писателями и поэтами.
18 марта
Чудеса русского языка
Занятие посвящено особенностям русского языка. Правда ли, что кукла живая, а душа мертвая? У какого русского писателя самые длинные предложения? Как «рождаются» и «умирают» слова? Что такое «слова-паразиты»? Постараемся ответить на эти и другие вопросы стихами и прозой русских писателей и поэтов.
15 апреля
Литературное лото
Будем играть в лото, читать стихи и обсуждать интересные моменты из жизни известных русских поэтов, от Пушкина до Хармса. У какого великого поэта была «единица» за поэзию и словесность, а по математике — «четыре»? Кто в детстве самостоятельно учил английский язык, имел ужасное произношение, а впоследствии стал прекрасным переводчиком английских песенок, стишков, сказок и повестей? Какой поэт всю жизнь боялся микробов и часто мыл руки, а также придумал стихотворный стиль «лесенка»? Кто создал «энциклопедию» советов на все случаи жизни, которые не стоит воспринимать серьезно (а, может, стоит?!). Узнаем ответы на эти и другие вопросы в ходе игры. Также сделаем закладку для книг.
20 мая
Символы и знаки
На занятии, приуроченном ко Дню славянской письменности и культуры, поговорим об истории знаков препинания и букв русского алфавита. Ребята узнают, почему русский алфавит похож на греческий и как в XIX веке буквы «переоделись из зимних шуб в летнюю одежду»; какие звуки раньше обозначали буквы Ъ и Ь; как была придумана буква Ё и в каком слове она впервые была использована и многое другое. Также поговорим об истории точек, запятых и восклицательных знаков, обсудим, зачем нужны знаки препинания, как менялось их назначение, откуда появились названия того или иного знака, с какими историческими событиями и великими людьми связано развитие пунктуации.
17 июня
Мы с морем дружили
Отправляемся на море! Только на какое? На мелкое или бездонное, ласковое или своенравное, северное или южное? Выбор будет непростым. С ним нам помогут русские поэты и художники. Будем читать стихи (от Пушкина до Пастернака) и рассматривать картины разных русских художников на морскую тему. Также поговорим о морских ракушках и попробуем смастерить маяк из бумаги. Если дома есть ракушки — приносите: попробуем описать их по стихотворению Марины Бородицкой.
19 августа
Жизнь музейных экспонатов
Что такое атрибуция? В чем разница между коллекцией и музеем? Что хранит музейный хранитель? Сложно ли отличить подделку от подлинника? Ответим на эти вопросы во время занятия. Также ребята увидят разные старинные и современные вещи, попробуют отгадать их назначение и, как опытные музейные хранители, займутся их атрибуцией и описанием. Кроме того, попытаемся выступить в роли экспертов и проверить на подлинность одну картину.
16 сентября
День города
Ежегодно в начале сентября Москва отмечает День города. Часто этот праздник называют днем рождения Москвы, но это не совсем верно. Когда и кем была основана Москва? Что означает это название? Во время занятия ответим на эти вопросы, также будем читать стихи, обсуждать легенды и рассматривать картины, посвященные Москве, поговорим об «основе основ» и сердце нашего города — Московском Кремле. В завершении занятия сделаем объемную открытку — план Московского Кремля.
14 октября
Конструктор стихов
Во время занятия на примере нескольких произведений Г. Сапгира, В. Маяковского и Саши Чёрного поговорим о том, чем стихотворение (поэзия) отличается от прозы, что такое рифма и ритм, как измерить размер стихотворения, что такое белый стих и бесконечное стихотворение. Ребята попробуют сочинить несколько разных по форме стихов, поиграют в различные игры со словами, сами подберут и поменяют рифмы к некоторым детским стихотворениям. В заключении попробуем создать обложку для сборника собственных стихов.
18 ноября
Страны, которых нет на картах
Гринландия, Зазеркалье, Страна Оз или Волшебная страна, Муми-дол — эти страны не значатся ни на одной географической карте, но хорошо знакомы многим по произведениям Александра Грина, Льюиса Кэрролла, Фрэнка Баума и Александра Волкова, Туве Янссон. А в какой стране есть города Нью-Шлямбург и Порт-Фель, Кудыкины горы и Гориясное море? Во время занятия познакомимся с разным вымышленным литературным странам, также будем придумывать названия материкам, городам и рекам, рисовать гербы и флаги, писать письма и изучать карты.
23 декабря
Большое мифологическое путешествие
Отправляемся в путешествие по сказкам и мифам народов мира с помощью одноименной настольной игры из журнала «Веселые картинки». На занятии мы будем читать сказки и мифы самых разных народов, от Африки до Америки, знакомиться с национальными героями, рассматривать сказочные иллюстрации, разгадывать загадки и выигрывать призы.
В это же время «Книжная полка» для взрослых
Информационный центр:
Дом
Трубниковский пер., 17
ст. м. «Баррикадная», «Арбатская», «Смоленская»