Афиша | Выставки

Дом-музей М. Ю. Лермонтова


Адрес: 121069, Москва, ул. Малая Молчановка, 2
Телефон: 8 (495) 691-52-98
Проезд: ст. метро «Арбатская»
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг - с 14.00 до 20.00, понедельник - выходной.
 

Музей снова открыт для посетителей с 18 мая 2014 года.

Фоторепортаж с открытия музея...


Дом № 2 по улице Малая Молчановка - живой осколок XIX века, тем более драгоценный, что в нем жил русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот дом бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева арендовала летом 1829 года у купчихи Ф. И. Черновой. Деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир был построен после знаменитого пожара 1812 года. Е. А. Арсеньева с внуком жили в нем с 1829 по 1832 год, до своего отъезда в Петербург. Впоследствии дом не раз менял жильцов, неоднократно перестраивался. В советское время особняк отдали под коммунальные квартиры. Этот особняк - единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. Многие годы шли хлопоты об организации в нем музея, в которых активно участвовал Ираклий Луарсабович Андроников. Статус музея дом приобрел в 1979 году, а в 1981 году, после реставрации, он открыл свои двери для посетителей.

Чтобы реконструировать обстановку, в которой жил молодой Лермонтов, авторы экспозиции опирались и на типологию дворянского быта первой трети XIX века, и на все те детали, которые давало изучение жизни и творчества самого Лермонтова и воспоминания его современников.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из знатного рода Столыпиных, известного в России с 1566 года. На одной из стен ее комнаты - вид села Неёловка Саратовской губернии. Оно принадлежало прадеду Лермонтова Алексею Емельяновичу Столыпину, который владел одним из лучших крепостных театров в России и несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было одиннадцать детей. Многие вещи в комнате напоминают о братьях Елизаветы Алексеевны. Так, Аркадия Алексеевича Столып ина (1778 - 1825) в декабристских кругах прочили в состав Временного правительства. По случаю его смерти поэт К. Ф. Рылеев написал стихотворение. Оно было опубликовано в газете "Северная пчела" - подшивка номеров за 1825 год лежит на круглом столике в комнате Елизаветы Алексеевны. Но Лермонтов был особенно привязан к другому брату бабушки - Афанасию, боевому офицеру, герою Бородина. В память о нем в комнате - акварель с интерьером его саратовского дома.

Портрет семилетнего внука Елизавета Алексеевна всегда возила с собой. Она воспитывала Лермонтова с ранних лет, горячо его любила и старалась дать ему самое лучшее образование. Благодаря стараниям бабушки, Лермонтов делал большие успехи. Свидетельством тому - альманах Московского университетского Благородного пансиона "Цефей" за 1829 год с первой публикацией Лермонтова, правда, ещё без его подписи. Тут же, на письменном столе - учебник "Курс математики Безу", по которому учился Лермонтов, с подписью владельца.

В малой гостиной, самой уютной и тёплой комнате дома, часто собирались родственники, соседи, друзья поэта по Пансиону и университету: М. И. Сабуров, Д. Д. Дурнов, Н. С. Шеншин, Н. И. Поливанов, А. Д. Закревский. На секретере - книги, которыми в то время зачитывались Лермонтов и его друзья - "Песнь о колоколе" Ф. Шиллера, "Братья разбойники" А. С. Пушкина. Рядом с книгами - журнал "Атеней", где в1830 году Лермонтов впервые решился опубликовать своё стихотворение, подписавшись одной латинской буквой "L". Это стихотворение - "Весна" - было посвящено Екатерине Александровне Сушковой, которой в то время Лермонтов был не на шутку увлечен. Тут же в гостиной можно увидеть портрет Варвары Александровны Лопухиной - девушки, нежное чувство к которой поэт пронес через всю жизнь. Акварель, написанная Лермонтовым, изображает Вареньку Лопухину в образе Эмилии - героини первой юношеской драмы Лермонтова "Испанцы". На овальном столике лежит "Книга судеб", которую Лермонтов сделал сам для участия в маскараде по случаю встречи Нового, 1832 года. В Благородное собрание он пришёл в костюме астролога, приготовив для гостей новогодние послания.

Большая гостиная обставлена в соответствии со строгим стилем московского ампира: ничего лишнего, ничего вычурного. Единственное украшение - барельефы работы известного художника Ф. П. Толстого, посвящённые Отечественной войне 1812 года. В большой гостиной танцевали, пели. Лермонтов сам играл на рояле, на скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал сочинять музыку.

Главным сокровищем в этой комнате являются семейные портреты, сделанные крепостным художником. На одном из них - Лермонтов в раннем детстве, так символично изображенный со свитком в руке. На другом - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Современники вспоминали, что она "была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица". Рядом - портрет её единственной дочери, матери Лермонтова, Марии Михайловны. Она умерла от чахотки, не дожив до двадцати двух лет. По словам биографа Лермонтова П. А. Висковатого, Мария Михайловна "родившаяся ребёнком слабым и болезненным, и взрослою всё ещё глядела хрупким, нервным созданьем". Она вышла замуж по любви за Юрия Петровича Лермонтова - красавца, который умел нравиться женщинам. Это обстоятельство часто приводило к семейным ссорам - и не только между супругами. Елизавета Алексеевна с неприязнью относилась к зятю, и после смерти дочери "истребовала" к себе маленького внука, пригрозив Юрию Петровичу, что в случае сопротивления лишит его наследства.

Кабинет Лермонтова находился в мезонине, в полном соответствии со словами поэта о самом себе: "Любил с начала жизни я угрюмое уединенье…" На бюро - свечи, гусиное перо и самодельные тетради. Книжные шкафы - "собственная библиотека, снабжённая всем современным" - полны самых разных книг - история, философия. Байрон, Вальтер Скотт, Шенье, Шатобриан и Гёте - владея французским, немецким и английским, Лермонтов читал мировых классиков в оригинале. В книжных лавках он подбирал лучшие издания той поры: Фонвизина, Державина, Карамзина, Жуковского, Пушкина. На стенах кабинета висят портреты - Пушкина работы знаменитого гравёра Уткина с оригинала О. Кипренского и лорда Байрона. Гравюра с видом Кавказа соседствует с одухотворенной "Мадонной с младенцем" Рафаэля, которая напоминала поэту о рано умершей матери. На мольберте - акварельный портрет, написанный Лермонтовым в память об отце. Ссора между Юрием Петровичем и бабушкой печалила поэта, ведь отец и сын были искренне привязаны друг к другу. Над письменным столом висит гравюра с видом колокольни Ивана Великого - свидетельство глубокой любви Лермонтова к Москве, о которой можно судить по его собственному признанию: "...Москва - моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там же много страдал и там же был слишком счастлив".

 

 

 

Купить диплом , купить диплом техникума о высшем образовании.;В свою очередь также в такую категорию входят девушки киева .; Купить диплом Томск
 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!