Афиша | Выставки

Дом-музей М. Ю. Лермонтова


Адрес: 121069, Москва, ул. Малая Молчановка, 2
Телефон: 8 (495) 691-52-98
Проезд: ст. метро «Арбатская»
Телефон: (495) 691-52-98

 МУЗЕЙ ЗАКРЫТ НА РЕСТАВРАЦИЮ С 1 ФЕВРАЛЯ 2011 ГОДА

 



"Новая газета"
КУЛЬТУРА / ВЫПУСК № 15 ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2012


Мольберт и скрипка для поэта
Дом-музей Михаила Лермонтова закрыли на реставрацию

 

Всё надо делать вовремя. Правило универсальное, но редко удается ему следовать. Впрочем, тут нам нечаянно повезло. Приди мы сюда через две-три недели, нас бы встретила табличка: «Музей закрыт на реставрацию до 2014 года», до года 200-летнего юбилея поэта. Так что мы, одни из последних, ступаем по подлинным ромбам паркета, поднимаемся по скрипучей лестнице. Этому дому почти двести лет. Точнее, тот, что стоял раньше на его месте, погиб как раз двести лет назад — в огне московского пожара 1812 года. И в арбатских переулках возникли «типовые новостройки» из альбомов Осипа Ивановича Бове, заведовавшего в ту пору «фасадической частью» московского строительного ведомства. Деревянный, девять окон смотрят на улицу. Мезонин небольшой, но это главное помещение в доме. Потому что именно там была комната пятнадцатилетнего Мишеля, Михаила Юрьевича Лермонтова, куда, по свидетельствам современников, не то что гостям, даже самой хозяйке — Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке поэта, ходу не было.

Он прожил здесь всего три года, но для позднего отрочества это не «всего», а «целых» три года. Вошел сюда подросток, а вышел автор семнадцати поэм, четырех драм и двухсот пятидесяти лирических стихотворений. Но это для школьного курса с его неизбежным упрощением: Лермонтов — великий поэт. Не говоря уж о том, что он, гениальный прозаик, был так щедро одарен талантами, что мог прославиться и как художник, и как музыкант.

Клавикорды и скрипка — инструменты, которыми Лермонтов владел превосходно (а еще брал уроки игры на гитаре и флейте), — главное украшение большой гостиной. Повсюду развешаны рисунки — карандашом, пером, акварелью…

Всему этому — музыке, рисованию, трем иностранным языкам — он обязан домашним учителям и университетскому Благородному пансиону. Там Лермонтов еще отличился немалыми успехами в математике, что в нашем обывательском понимании мало совместимо с лирикой: однако на столе не только Шиллер, любимый Байрон (естественно, в подлиннике), пушкинские «Братья-разбойники», но и «Курс математики» Безу. Стихосложению его обучал Алексей Федорович Мерзляков, автор стихотворения «Среди долины ровныя…», известного как народная песня. Дальний родственник Лермонтова М.Н. Лонгинов вспоминал, что, когда поэт ждал наказания за стихотворение «Смерть поэта», бабушка была в отчаянии и с горя говорила: «И зачем я, на беду свою, еще брала Мерзлякова, чтобы учить Мишу литературе: вот до чего он довел его!»

На столе в малой гостиной — самодельный альбом: «Книга судеб». Она была дополнением к костюму астролога, в котором шестнадцатилетний Лермонтов явился на новогодний маскарад в Благородное собрание. «В этой книге должность каббалистических знаков исправляли китайские буквы, вырезанные мною из черной бумаги, срисованные в колоссальном виде с чайного ящика и вклеенные на каждой странице», — вспоминал троюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей. Сотрудники музея пытались идентифицировать иероглифы, но дешифровке поддался только один, логичный на «чайном ящике», — «ложка».

Может быть, один из самых трогательных экспонатов музея — акварельный портрет отца, рисованный по памяти уже после его внезапной кончины. В предсмертном письме Юрий Петрович пророчески писал сыну: «Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что одарен способностями ума, не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу!..» И как ответ — знаменитые строки семнадцатилетнего поэта:

Ужасная судьба отца и сына:

Жить розно и в разлуке умереть.

Известно, что в значительной мере личность формирует среда. Взгляд из сегодняшнего дня натыкается на парадокс:

Печально я гляжу на наше поколенье —

Его грядущее иль пусто, иль темно…

Не хватило поэту жизни увидеть, сколь плодотворно это самое «наше поколенье»: Белинский, Гончаров, Герцен, Огарев, Станкевич, Грановский, Бакунин, рядышком Тургенев, за ним Достоевский… Да ведь и Гоголь всего лишь на пять лет старше. Они реализовались в разные годы и обрекли потомков дивиться историческому парадоксу: когда жизнь Лермонтова завершилась, его старшие собратья — те же Герцен и Гончаров — еще не начинались. И в нашем восприятии они ему вроде как и не современники.

Типичная обстановка московского дворянского дома — довольно скромная, соразмерная невысоким потолкам и небольшим комнатам мебель без особых украшений. Удобные кресла, кушетки, секретеры… По стенам — рисунки и, как положено, семейные портреты. В простенках большой гостиной — барельефы Федора Толстого на темы войны 1812 года.

Здесь хочется остаться жить. И как же странно, выйдя за ворота, уткнуться в зады Нового Арбата, о существовании которого успеваешь забыть. Примиряет разве что здание Дома книги: что ни говори, очаг культуры.

Елена и Михаил ХОЛМОГОРОВЫ

 


Дом № 2 по улице Малая Молчановка - живой осколок XIX века, тем более драгоценный, что в нем жил русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот дом бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева арендовала летом 1829 года у купчихи Ф. И. Черновой. Деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир был построен после знаменитого пожара 1812 года. Е. А. Арсеньева с внуком жили в нем с 1829 по 1832 год, до своего отъезда в Петербург. Впоследствии дом не раз менял жильцов, неоднократно перестраивался. В советское время особняк отдали под коммунальные квартиры. Этот особняк - единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. Многие годы шли хлопоты об организации в нем музея, в которых активно участвовал Ираклий Луарсабович Андроников. Статус музея дом приобрел в 1979 году, а в 1981 году, после реставрации, он открыл свои двери для посетителей.

Чтобы реконструировать обстановку, в которой жил молодой Лермонтов, авторы экспозиции опирались и на типологию дворянского быта первой трети XIX века, и на все те детали, которые давало изучение жизни и творчества самого Лермонтова и воспоминания его современников.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из знатного рода Столыпиных, известного в России с 1566 года. На одной из стен ее комнаты - вид села Неёловка Саратовской губернии. Оно принадлежало прадеду Лермонтова Алексею Емельяновичу Столыпину, который владел одним из лучших крепостных театров в России и несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В его семье было одиннадцать детей. Многие вещи в комнате напоминают о братьях Елизаветы Алексеевны. Так, Аркадия Алексеевича Столып ина (1778 - 1825) в декабристских кругах прочили в состав Временного правительства. По случаю его смерти поэт К. Ф. Рылеев написал стихотворение. Оно было опубликовано в газете "Северная пчела" - подшивка номеров за 1825 год лежит на круглом столике в комнате Елизаветы Алексеевны. Но Лермонтов был особенно привязан к другому брату бабушки - Афанасию, боевому офицеру, герою Бородина. В память о нем в комнате - акварель с интерьером его саратовского дома.

Портрет семилетнего внука Елизавета Алексеевна всегда возила с собой. Она воспитывала Лермонтова с ранних лет, горячо его любила и старалась дать ему самое лучшее образование. Благодаря стараниям бабушки, Лермонтов делал большие успехи. Свидетельством тому - альманах Московского университетского Благородного пансиона "Цефей" за 1829 год с первой публикацией Лермонтова, правда, ещё без его подписи. Тут же, на письменном столе - учебник "Курс математики Безу", по которому учился Лермонтов, с подписью владельца.

В малой гостиной, самой уютной и тёплой комнате дома, часто собирались родственники, соседи, друзья поэта по Пансиону и университету: М. И. Сабуров, Д. Д. Дурнов, Н. С. Шеншин, Н. И. Поливанов, А. Д. Закревский. На секретере - книги, которыми в то время зачитывались Лермонтов и его друзья - "Песнь о колоколе" Ф. Шиллера, "Братья разбойники" А. С. Пушкина. Рядом с книгами - журнал "Атеней", где в1830 году Лермонтов впервые решился опубликовать своё стихотворение, подписавшись одной латинской буквой "L". Это стихотворение - "Весна" - было посвящено Екатерине Александровне Сушковой, которой в то время Лермонтов был не на шутку увлечен. Тут же в гостиной можно увидеть портрет Варвары Александровны Лопухиной - девушки, нежное чувство к которой поэт пронес через всю жизнь. Акварель, написанная Лермонтовым, изображает Вареньку Лопухину в образе Эмилии - героини первой юношеской драмы Лермонтова "Испанцы". На овальном столике лежит "Книга судеб", которую Лермонтов сделал сам для участия в маскараде по случаю встречи Нового, 1832 года. В Благородное собрание он пришёл в костюме астролога, приготовив для гостей новогодние послания.

Большая гостиная обставлена в соответствии со строгим стилем московского ампира: ничего лишнего, ничего вычурного. Единственное украшение - барельефы работы известного художника Ф. П. Толстого, посвящённые Отечественной войне 1812 года. В большой гостиной танцевали, пели. Лермонтов сам играл на рояле, на скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал сочинять музыку.

Главным сокровищем в этой комнате являются семейные портреты, сделанные крепостным художником. На одном из них - Лермонтов в раннем детстве, так символично изображенный со свитком в руке. На другом - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Современники вспоминали, что она "была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица". Рядом - портрет её единственной дочери, матери Лермонтова, Марии Михайловны. Она умерла от чахотки, не дожив до двадцати двух лет. По словам биографа Лермонтова П. А. Висковатого, Мария Михайловна "родившаяся ребёнком слабым и болезненным, и взрослою всё ещё глядела хрупким, нервным созданьем". Она вышла замуж по любви за Юрия Петровича Лермонтова - красавца, который умел нравиться женщинам. Это обстоятельство часто приводило к семейным ссорам - и не только между супругами. Елизавета Алексеевна с неприязнью относилась к зятю, и после смерти дочери "истребовала" к себе маленького внука, пригрозив Юрию Петровичу, что в случае сопротивления лишит его наследства.

Кабинет Лермонтова находился в мезонине, в полном соответствии со словами поэта о самом себе: "Любил с начала жизни я угрюмое уединенье…" На бюро - свечи, гусиное перо и самодельные тетради. Книжные шкафы - "собственная библиотека, снабжённая всем современным" - полны самых разных книг - история, философия. Байрон, Вальтер Скотт, Шенье, Шатобриан и Гёте - владея французским, немецким и английским, Лермонтов читал мировых классиков в оригинале. В книжных лавках он подбирал лучшие издания той поры: Фонвизина, Державина, Карамзина, Жуковского, Пушкина. На стенах кабинета висят портреты - Пушкина работы знаменитого гравёра Уткина с оригинала О. Кипренского и лорда Байрона. Гравюра с видом Кавказа соседствует с одухотворенной "Мадонной с младенцем" Рафаэля, которая напоминала поэту о рано умершей матери. На мольберте - акварельный портрет, написанный Лермонтовым в память об отце. Ссора между Юрием Петровичем и бабушкой печалила поэта, ведь отец и сын были искренне привязаны друг к другу. Над письменным столом висит гравюра с видом колокольни Ивана Великого - свидетельство глубокой любви Лермонтова к Москве, о которой можно судить по его собственному признанию: "...Москва - моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там же много страдал и там же был слишком счастлив".

 

С февраля 2011 года московский Дом-музей Лермонтова закрыт на реставрацию в связи с подготовкой к  200-летию поэта.

Во время реставрации сотрудниками музея проводятся выездные лекции для разных возрастных и социальных групп, посвященные жизни и творчеству Лермонтова, в том числе московскому периоду.  На лекциях  используются  слайды интерьеров дома поэта на Малой Молчановке, портреты родных и близких Лермонтова, его акварели и живопись.

ЛЕКЦИИ

1.     Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

Известный литературовед Эйхенбаум писал: «БиографЛермонтова неизбежно попадает в сеть загадок, для решения которых нет достоверного материала». Короткая биография поэта, окончившего свой земной путь в 26 лет, до сих пор полна «белых пятен», тайн, а также сюжетов, которые требуют новой интерпретации.  На лекции слушателям будет представлен современный взгляд на биографию поэта, основанный на исторических фактах, архивных документах и произведениях Лермонтова.

 Юношеская лирика М.Ю.Лермонтова (1828 – 1832гг).

Московский период творчества Лермонтова необычайно богат. За неполные четыре года, начиная с того момента, когда он впервые берется за перо, и до своего неожиданного отъезда в Петербург, юный поэт создает более 250  лирических стихотворений, семнадцать поэм и четыре драмы.  Им пройден путь от ранних ученических работ до настоящих жемчужин русской лирики. В Москве сформированы и начаты те темы его творчества, которым он посвятит свою жизнь.

2.     Лирика М.Ю.Лермонтова (1833 – 1841гг.)

Произведения Лермонтова 1833–1841 годов принадлежат к шедеврам русской литературы. Стихи, сразу отмеченные современниками, глубочайшие по содержанию, по глубине мысли, совершенные по своей форме, не утратили своей остроты и сегодня. Любовная лирика, мысли о месте поэта и поэзии в обществе, гражданская лирика, стихи о Родине, об одиночестве, о судьбе человека.

3.     Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

" Если   бы  этот мальчик остался жив, не нужны были  бы ни я ,  ни   Достоевский…Какие были силы у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имущий... Каждое его слово было словом человека, власть имущего"– писал Лев Николаевич Толстой о Лермонтове. Слова эти относятся к роману «Герой нашего времени», великому роману русской литературы, который потряс современников и опередил весь ход мировой истории литературы на несколько десятилетий.

4.     М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников.

Современники Лермонтова оставили в своих воспоминаниях чрезвычайно противоречивый образ поэта. Даже внешность его запомнилась окружающим по-разному. Лермонтова любили, ненавидели, презирали, боялись, считали его нежным, внимательным, дерзким, избалованным, преданным, ранимым злобным, щедрым, благородным, мелочным.  Равнодушным к своей персоне Лермонтов не оставил никого. Так каким же он был человеком?

5.     Литературная среда в Московском Университетском Благородном Пансионе.

Своими глубокими познаниями в области литературы и истории Лермонтов во многом обязан блистательному Благородному Пансиону Московского Университета, в котором он учился с 1828 по 1830 год. Под руководством прекрасных наставников именно в стенах Пансиона он впервые взялся за перо. Сейчас это учебное заведение вспоминают редко, а ведь именно там зарождалась сама идея российской педагогики…

6.     "Москва - моя Родина...". Москва в жизни и творчестве  М.Ю.Лермонтова.

"...Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!", - писал Лермонтов из Петербурга Марии Лопухиной. В Москве прошли отроческие и юношеские годы поэта, в Москве он начал писать стихи, в Москве пережил сладость и горечь первой любви, семейную драму и смерть отца, здесь впервые его посетили глубокие мысли о судьбах России, о Боге, об одиночестве, о смерти…

7.     Дуэль и смерть М.Ю.Лермонтова.

Главная тайна судьбы поэта – его ранняя гибель на дуэли, с рокового 1841 года порождала множество слухов и кривотолков. Дуэль или убийство? Тайный заговор, спровоцированный властями, или  нелепая ссора горячих голов? Роковая случайность или неизбежный конец гения? Споры и дискуссии на эту тему продолжаются.


О стоимости билетов и экскурсионных путёвок можно узнать на странице «Информация для посетителей».

Зав. отделом: Валентина Брониславовна Ленцова

 

Купить диплом , купить диплом техникума о высшем образовании.;Металл дешевая доставка по звонку - канализационные трубы. Металлопрокат в розницу и опт.; Купить диплом Москва ;Порно изнасилование;Создание интернет магазина пошагово на сайте www.accorsys.ru .
 
sideBar
 

Государственный
Литературный
Музей
на


Подпишитесь на рассылку самых свежих новостей музея!