АФИША

Выставка «Пророческий глагол. К 135-летию “Пушкинской речи” Ф.М. Достоевского».

Музейный центр
«Московский дом Достоевского»

12+
Адрес
Москва, ул. Достоевского, д. 2
«Достоевская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 7 (19) июня 1880 стало знаменательным событием в истории русской культуры. Оно явилось итогом многолетних общественных усилий по увековечиванию памяти великого русского поэта и воспринималось как знак пробуждения гражданского общества в стране. Открытие сопровождалось многочисленными торжественными мероприятиями, которые длились в течение нескольких дней. Для празднования в Москве собрался весь цвет русской литературной и культурной общественности. В программе торжеств особо выделялись заседания Общества любителей российской словесности, для участия в которых специально прибыли И.С. Тургенев из Парижа и Ф.М. Достоевский из Петербурга.

«Пушкинская речь» Ф.М.Достоевского, прозвучавшая в зале Благородного собрания 8 (20) июня в присутствии гражданских властей Москвы, детей А.С.Пушкина, представителей русской литературной и культурной общественности, произвела на собравшихся грандиозный эффект. Пушкинская речь запомнилась всем и вошла в историю русской культуры не только масштабностью своего содержания, но равно и тем беспримерным откликом, который она вызвала в зале. Такого духовного единства и подъёма русская интеллигенция ни до, ни после никогда не испытывала.  «С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и затем расправить свои крылья, – вспоминал А.Ф. Кони. – В зале началось сдержанное волнение, которое все росло, и когда Федор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями <…>. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву куда угодно...»

На выставке «Пророческий глагол» предпринята попытка вновь собрать в одном пространстве ту аудиторию, которая внимала речи Достоевского в 1880 году. Несколько десятков лиц образуют коллективный портрет русского культурного общества того времени. Среди них дети Пушкина – А.А. Пушкин, Г.А.  Пушкин, Н.А. Меренберг, городской голова С.М. Третьяков, писатели И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.С. Аксаков, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский, А.А. Потехин, П.И. Вейнберг, Н.В. Берг, С.В. Максимов, П.И. Мельников (Печерский), И.Ф. Горбунов, литературные критики и публицисты, издатели Н.М. Катков, Н.Н. Страхов, П.В. Анненков, А.А. Краевский, П.А. Гайдебуров, А.С. Суворин, М.М. Стасюлевич, Н.П. Гиляров-Платонов, И.Ф. Василевский, В.П. Буренин, профессора Московского университета Я.К. Грот, И.С. Тихонравов, Н.А. Стороженко, В.О. Ключевский, А.И. Чупров, К.А. Тимирязев, адвокаты А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, художники В.Г. Перов, Н.М. Крамской, К.А. Трутовский, меценат и коллекционер П.М. Третьяков, музыканты А.Г. и Н.Г. Рубинштейны и др. Именно эти люди рукоплескали Достоевскому. Глядя в их глаза, говорил он своё пророческое слово. Это их общими усилиями – писателя-пророка и его слушателей – совершилось чудо Пушкинской речи.

На выставке также представлены первые публикации Пушкинской речи в печати и многочисленные отклики на неё в российской прессе, собранные усилиями А.Г. Достоевской.

Специальный раздел выставки посвящён непосредственно торжествам по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Среди мемориальных вещей – билет Ф.М. Достоевского для входа на торжественное собрание Московского университета, посвящённое чествованию памяти Пушкина, диплом Общества Любителей Российской Словесности, выданный Ф.М. Достоевскому в связи с его выступлением на Пушкинских торжествах, меню праздничного обеда 4 июня 1880, трёхцветный бант участника Пушкинских торжеств, принадлежавший Ф.М. Достоевскому.

Центральный экспонат выставки – графический портрет А.С. Пушкина, выполненный А.М. Опекушиным – создателем памятника Пушкину в Москве.


Программа открытия

1. Пушкинские торжества 1880 г. в Москве. Слово д.ф.н., академика РАО, зам. директора Государственного музея А.С. Пушкина Н.И. Михайловой

2. Пророческий глагол. О «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского. Слово исследователя (возможно участие д.ф.н., профессора, президента Международного общества Ф.М. Достоевского В.Н. Захарова)

3. Ф.М. Достоевский. Пушкинская речь. Фрагмент. Читает артист Владимир Довжик

4. Авторский показ выставки «Пророческий глагол». К.ф.н., ведущий научный сотрудник отдела «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» П.Е. Фокин

Выставка продлится с 10 июня по 15 ноября 2015 года.

Вход по билетам в музей

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Ул. Достоевского, д. 2

Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 7 (19) июня 1880 стало знаменательным событием в истории русской культуры. Оно явилось итогом многолетних общественных усилий по увековечиванию памяти великого русского поэта и воспринималось как знак пробуждения гражданского общества в стране. Открытие сопровождалось многочисленными торжественными мероприятиями, которые длились в течение нескольких дней. Для празднования в Москве собрался весь цвет русской литературной и культурной общественности. В программе торжеств особо выделялись заседания Общества любителей российской словесности, для участия в которых специально прибыли И.С. Тургенев из Парижа и Ф.М. Достоевский из Петербурга.

«Пушкинская речь» Ф.М.Достоевского, прозвучавшая в зале Благородного собрания 8 (20) июня в присутствии гражданских властей Москвы, детей А.С.Пушкина, представителей русской литературной и культурной общественности, произвела на собравшихся грандиозный эффект. Пушкинская речь запомнилась всем и вошла в историю русской культуры не только масштабностью своего содержания, но равно и тем беспримерным откликом, который она вызвала в зале. Такого духовного единства и подъёма русская интеллигенция ни до, ни после никогда не испытывала.  «С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и затем расправить свои крылья, – вспоминал А.Ф. Кони. – В зале началось сдержанное волнение, которое все росло, и когда Федор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями <…>. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву куда угодно...»

На выставке «Пророческий глагол» предпринята попытка вновь собрать в одном пространстве ту аудиторию, которая внимала речи Достоевского в 1880 году. Несколько десятков лиц образуют коллективный портрет русского культурного общества того времени. Среди них дети Пушкина – А.А. Пушкин, Г.А.  Пушкин, Н.А. Меренберг, городской голова С.М. Третьяков, писатели И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.С. Аксаков, А.А. Фет, Д.В. Григорович, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский, А.А. Потехин, П.И. Вейнберг, Н.В. Берг, С.В. Максимов, П.И. Мельников (Печерский), И.Ф. Горбунов, литературные критики и публицисты, издатели Н.М. Катков, Н.Н. Страхов, П.В. Анненков, А.А. Краевский, П.А. Гайдебуров, А.С. Суворин, М.М. Стасюлевич, Н.П. Гиляров-Платонов, И.Ф. Василевский, В.П. Буренин, профессора Московского университета Я.К. Грот, И.С. Тихонравов, Н.А. Стороженко, В.О. Ключевский, А.И. Чупров, К.А. Тимирязев, адвокаты А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, художники В.Г. Перов, Н.М. Крамской, К.А. Трутовский, меценат и коллекционер П.М. Третьяков, музыканты А.Г. и Н.Г. Рубинштейны и др. Именно эти люди рукоплескали Достоевскому. Глядя в их глаза, говорил он своё пророческое слово. Это их общими усилиями – писателя-пророка и его слушателей – совершилось чудо Пушкинской речи.

На выставке также представлены первые публикации Пушкинской речи в печати и многочисленные отклики на неё в российской прессе, собранные усилиями А.Г. Достоевской.

Специальный раздел выставки посвящён непосредственно торжествам по случаю открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Среди мемориальных вещей – билет Ф.М. Достоевского для входа на торжественное собрание Московского университета, посвящённое чествованию памяти Пушкина, диплом Общества Любителей Российской Словесности, выданный Ф.М. Достоевскому в связи с его выступлением на Пушкинских торжествах, меню праздничного обеда 4 июня 1880, трёхцветный бант участника Пушкинских торжеств, принадлежавший Ф.М. Достоевскому.

Центральный экспонат выставки – графический портрет А.С. Пушкина, выполненный А.М. Опекушиным – создателем памятника Пушкину в Москве.


Программа открытия

1. Пушкинские торжества 1880 г. в Москве. Слово д.ф.н., академика РАО, зам. директора Государственного музея А.С. Пушкина Н.И. Михайловой

2. Пророческий глагол. О «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского. Слово исследователя (возможно участие д.ф.н., профессора, президента Международного общества Ф.М. Достоевского В.Н. Захарова)

3. Ф.М. Достоевский. Пушкинская речь. Фрагмент. Читает артист Владимир Довжик

4. Авторский показ выставки «Пророческий глагол». К.ф.н., ведущий научный сотрудник отдела «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» П.Е. Фокин

Выставка продлится с 10 июня по 15 ноября 2015 года.

Вход по билетам в музей

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Ул. Достоевского, д. 2