АФИША

Выставка «Караван-сарай. Русский ориентализм»

Музей Серебряного века

Адрес
Москва, Проспект Мира, д. 30
«Проспект Мира»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Государственный литературный музей
Лига художников «Снежный арьергард»
приглашают на открытие выставки
к 130-летию со дня рождения Николая Гумилева

Проект продолжает ориенталистскую тенденцию русского искусства XIX – начала XX вв. Художники Валерий Архипов, Елена Афанасьева, Сергей Белов, Сергей Гавриляченко, Андрей Дубов, Виталий Ермолаев, Игорь Лотиев, Виктор Монетов, Марина Рубанова, Владимир Симонов, Алексей Чаругин, Елена Чеховская, Ибрагим Шанаев делятся своими впечатлениями после неоднократных пленэров в Африке, которая стала для них, как и для Николая Гумилева,  «колдовским континентом», манящим и пугающим, очаровательным и грозным.

Затейливая роскошь и многоцветие Стамбула – Константинополя, откуда с XIХ века европейцы на пароходах отправлялись в Африку, также нашли отражение в произведениях, представленных на выставке.

Выставка проходит в доме Брюсова, и это само по себе символично. Отношения Валерия Брюсова и Николая Гумилева, начинавшиеся как отношения учителя и ученика, переросли в тесную благоговейную дружбу, обо всех своих африканских экспедициях Гумилев информирует Брюсова: «Приветствую Вас из Варны, куда я заехал по пути в Абиссинию. Там я буду недели через полторы. Застрелю двух, трех павианов, поваляюсь под пальмами и вернусь назад, как раз, чтобы застать Ваши лекции в «Академии стиха» (3.12.1909). 22-23.12.1909 из Джибути вновь пишет Брюсову: «… Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею с каждым часом. Но впечатлений масса. Хватит на две книги стихов. Если меня не съедят, я вернусь в конце января…»

Валерий Брюсов по достоинству оценил посвященный ему поэтический сборник Гумилева «Жемчуга», куда вошел африканский раздел «Озеро Чад». В №7 журнала «Русская мысль» он публикует: «…Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно звучащими стихами...» Гумилев отвечает Брюсову: «…всем, чего я достиг, я обязан Вам».

В сентябре 1910 г. Николай Степанович пишет своему учителю: «… Дней через десять я опять собираюсь ехать за границу, именно в Африку… Всего пробуду там месяцев пять...» На этот раз, путешествуя через пустыню Черчер с местным поэтом Ато-Иосифом, Гумилев собирал абиссинские песни, предметы быта, фольклор и живопись. Известны его переводы 20-ти абиссинских песен. В марте 1911 г. Гумилев возвращается в Царское Село, где его встречает молодая жена Анна Ахматова. Поэт Александр Кондратьев создал «Песнь торжественную на возвращение Николая Степановича Гумилева из путешествия в Абиссинию»:

Братья, исполните радостный танец!
Прибыл в наш круг из-за дальнего Понта
Славу затмить мексиканца Бальмонта
С грузом стихов Гумилев-африканец!

К следующему африканскому путешествию 1913 г. поэт готовится очень тщательно. Николаю Степановичу дали разрешение получить с петербургского склада оружие. В письме генерал-лейтенанта артиллерийского управления сообщалось: «В музей антропологии и этнографии Императора Петра Великого. Одновременно сделано распоряжение об отпуске за деньги из Петербургского склада 5-ти винтовок Бердана с 1000 патронами г. Гумилеву, отправляющемуся в Абиссинию во главе снаряженной туда экспедиции…» Возвратился Николай Степанович с замечательной этнографической коллекцией и экзотической живописью.

Все известные «осенне-зимние» стихи 1918 г. (кроме одного) посвящены Африке. Толчком к работе послужило предложение издательства «Петербург» написать книгу «География в стихах». По Африке план включал в себя: Египет, Триполи, Тунис, Алжир, Марокко, Сахару, Сенегал, Западный берег, Трансвааль, Родезию, Лесную область, Мадагаскар, озеро Виктория, Абиссинию, Сомали, Нил, озеро Чад, Красное море.

Надо сказать, что Николай Степанович был не чужд изобразительному искусству. В 1918 г., во время тотальной нехватки всего, в том числе бумаги, Гумилев сам создает рукописные сборники стихов («Стружки», «Персия»), иллюстрируя их собственными рисунками.

Все, что Гумилев написал об Африке, можно условно разбить на три  части. Первая ­ стихи, которые он писал в Париже в 1907 году, бродя по Ботаническому саду и тоскуя об Африке: «Озеро Чад», «Носорог», «Гиена», «Невеста Льва», «Жираф», «Ягуар» и «Зараза». Побывав в Абиссинии и изучив местный фольклор, Гумилев написал четыре стихотворения, объединенные одним названием «Абиссинские песни» и еще три стихотворения: «Африканская ночь», «У камина» и «Эзбекие». После этих поэтических опытов он берется за «Шатер». Изданием этого сборника Николай Гумилев подвел итог своих поэтических признаний колдовскому континенту.

Выставка проходит с 29 апреля по 29 мая в Музее Серебряного века по адресу: пр. Мира, 30.

На вернисаже свои восточные стихи прочтет поэт Андрей Добрынин.

Государственный литературный музей
Лига художников «Снежный арьергард»
приглашают на открытие выставки
к 130-летию со дня рождения Николая Гумилева

Проект продолжает ориенталистскую тенденцию русского искусства XIX – начала XX вв. Художники Валерий Архипов, Елена Афанасьева, Сергей Белов, Сергей Гавриляченко, Андрей Дубов, Виталий Ермолаев, Игорь Лотиев, Виктор Монетов, Марина Рубанова, Владимир Симонов, Алексей Чаругин, Елена Чеховская, Ибрагим Шанаев делятся своими впечатлениями после неоднократных пленэров в Африке, которая стала для них, как и для Николая Гумилева,  «колдовским континентом», манящим и пугающим, очаровательным и грозным.

Затейливая роскошь и многоцветие Стамбула – Константинополя, откуда с XIХ века европейцы на пароходах отправлялись в Африку, также нашли отражение в произведениях, представленных на выставке.

Выставка проходит в доме Брюсова, и это само по себе символично. Отношения Валерия Брюсова и Николая Гумилева, начинавшиеся как отношения учителя и ученика, переросли в тесную благоговейную дружбу, обо всех своих африканских экспедициях Гумилев информирует Брюсова: «Приветствую Вас из Варны, куда я заехал по пути в Абиссинию. Там я буду недели через полторы. Застрелю двух, трех павианов, поваляюсь под пальмами и вернусь назад, как раз, чтобы застать Ваши лекции в «Академии стиха» (3.12.1909). 22-23.12.1909 из Джибути вновь пишет Брюсову: «… Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею с каждым часом. Но впечатлений масса. Хватит на две книги стихов. Если меня не съедят, я вернусь в конце января…»

Валерий Брюсов по достоинству оценил посвященный ему поэтический сборник Гумилева «Жемчуга», куда вошел африканский раздел «Озеро Чад». В №7 журнала «Русская мысль» он публикует: «…Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно звучащими стихами...» Гумилев отвечает Брюсову: «…всем, чего я достиг, я обязан Вам».

В сентябре 1910 г. Николай Степанович пишет своему учителю: «… Дней через десять я опять собираюсь ехать за границу, именно в Африку… Всего пробуду там месяцев пять...» На этот раз, путешествуя через пустыню Черчер с местным поэтом Ато-Иосифом, Гумилев собирал абиссинские песни, предметы быта, фольклор и живопись. Известны его переводы 20-ти абиссинских песен. В марте 1911 г. Гумилев возвращается в Царское Село, где его встречает молодая жена Анна Ахматова. Поэт Александр Кондратьев создал «Песнь торжественную на возвращение Николая Степановича Гумилева из путешествия в Абиссинию»:

Братья, исполните радостный танец!
Прибыл в наш круг из-за дальнего Понта
Славу затмить мексиканца Бальмонта
С грузом стихов Гумилев-африканец!

К следующему африканскому путешествию 1913 г. поэт готовится очень тщательно. Николаю Степановичу дали разрешение получить с петербургского склада оружие. В письме генерал-лейтенанта артиллерийского управления сообщалось: «В музей антропологии и этнографии Императора Петра Великого. Одновременно сделано распоряжение об отпуске за деньги из Петербургского склада 5-ти винтовок Бердана с 1000 патронами г. Гумилеву, отправляющемуся в Абиссинию во главе снаряженной туда экспедиции…» Возвратился Николай Степанович с замечательной этнографической коллекцией и экзотической живописью.

Все известные «осенне-зимние» стихи 1918 г. (кроме одного) посвящены Африке. Толчком к работе послужило предложение издательства «Петербург» написать книгу «География в стихах». По Африке план включал в себя: Египет, Триполи, Тунис, Алжир, Марокко, Сахару, Сенегал, Западный берег, Трансвааль, Родезию, Лесную область, Мадагаскар, озеро Виктория, Абиссинию, Сомали, Нил, озеро Чад, Красное море.

Надо сказать, что Николай Степанович был не чужд изобразительному искусству. В 1918 г., во время тотальной нехватки всего, в том числе бумаги, Гумилев сам создает рукописные сборники стихов («Стружки», «Персия»), иллюстрируя их собственными рисунками.

Все, что Гумилев написал об Африке, можно условно разбить на три  части. Первая ­ стихи, которые он писал в Париже в 1907 году, бродя по Ботаническому саду и тоскуя об Африке: «Озеро Чад», «Носорог», «Гиена», «Невеста Льва», «Жираф», «Ягуар» и «Зараза». Побывав в Абиссинии и изучив местный фольклор, Гумилев написал четыре стихотворения, объединенные одним названием «Абиссинские песни» и еще три стихотворения: «Африканская ночь», «У камина» и «Эзбекие». После этих поэтических опытов он берется за «Шатер». Изданием этого сборника Николай Гумилев подвел итог своих поэтических признаний колдовскому континенту.

Выставка проходит с 29 апреля по 29 мая в Музее Серебряного века по адресу: пр. Мира, 30.

На вернисаже свои восточные стихи прочтет поэт Андрей Добрынин.