Новости

В Музее Серебряного века открылась выставка о Горьком и Брюсове

18 января 2018

Отдел: Музей Серебряного века

Модернист и соцреалист

17 января в год 150-летия Максима Горького Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля открыл выставку «„Вокруг твоих созданий…“. Максим Горький и Валерий Брюсов. К 150-летию Горького». Она названа строчкой из сонета Валерия Брюсова, посвященного Горькому. Заведующий Музеем Серебряного века Михаил Шапошников во время открытия прочитал это стихотворение полностью.

Максиму Горькому в июне 1917 года

Не в первый раз мы наблюдаем это:
В толпе опять безумный шум возник,
И вот она, подъемля буйный крик,
Заносит руку на кумир поэта.

Но неизменен в новых бурях света
Его спокойный и прекрасный лик;
На вопль детей он не дает ответа,
Задумчив и божественно велик.

И тот же шум вокруг твоих созданий
В толпе, забывшей гром рукоплесканий,
С каким она лелеяла «На дне».

И так же образы любимой драмы,
Бессмертные, величественно-прямы,
Стоят над нами в ясной вышине.

По словам Михаила Шапошникова, сопоставление Брюсова и Горького не случайно. Если Валерий Брюсов был «архитектором» эпохи символизма, то Горький, безусловно, организатором и лидером группы писателей-реалистов начала ХХ столетия. Шапошников отметил, что Горький был настолько популярен, что на него рисовали карикатуры: идет босяк по улице, и городовой сгоняет его с тротуара. Но проходит несколько лет — и босяк уже стоит в виде памятника, а городовой отдает ему честь. На постаменте начертано: «Памятник сооружен усилиями Максима Горького».
Отношения двух писателей далеко не всегда были ровными. Так, когда Брюсов издавал журнал «Весы», то на его страницах часто появлялись критические, а то и просто ругательные статьи о Горьком, правда, их чаще всего писал не сам Валерий Яковлевич, а Зинаида Гиппиус или Сергей Соловьев.
Отметил М. Шапошников и тот факт, что Горький не был чужд поэзии и писал «стихи в прозе», среди которых широко известный «Буревестник». А вот куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГЛМ Моника Орлова заметила, что сам Горький никаким поэтом не был, хотя и писал стихи, но Брюсова очень ценил, поскольку считал его «поэтом божией милостью». «Мы счастливы, что одни из первых в этом году открываемся выставкой, связанной со 150-летием Горького», — сказала Моника Викторовна.
В Музее истории литературы очень много материалов, посвященных писателю, но вот артефактов, объединяющих Брюсова и Горького, мало. Один из них находится в Мемориальном кабинете В. Я. Брюсова — это программа чествования поэта по поводу его 50-летия, которое отмечалось в Большом театре. В ней, после выступления наркома Луначарского, открывавшего торжественный вечер, под пунктом вторым стоит имя Максима Горького, который, впрочем, в это время в очередной раз был за рубежом и, конечно, выступать никак не мог.

Однако связывало их с 1900 года действительно многое. Максим Горький, находясь в зените успеха, однажды даже попросил Валерия Яковлевича, в то время еще начинающего литератора, прислать ему свою книгу «Tertia vigilia» и откликнулся на нее лестной рецензией в «Нижегородском листке», что Брюсову было, конечно, очень приятно. Спустя годы Горький и Брюсов вместе работали над так называемыми «инородческими» антологиями, в числе которых сборники латышской и финской поэзии. По совету Горького представители армянской интеллигенции обратились к Брюсову с просьбой стать редактором сборника армянской поэзии в переводах на русский язык. Валерий Яковлевич взялся за этот нелегкий труд, и «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней» (1916) по сей день остаётся непревзойдённым образцом переводной антологии, став, по словам Моники Орловой, «нерукотворным памятником» еще при жизни поэта. Последняя совместная деятельность писателей — в руководимом Луначарским Лито в Наркомпросе, но подробности этого фрагмента их жизни биографами пока не раскрыты. Затем Горький уехал за границу, где пробыл до 1932 г., не увидев больше Брюсова, ушедшего из жизни в 1924-м.

«На нашей выставке Горький представлен писателем без официозного глянца советского периода, до того времени, как он станет памятником самому себе. Это Горький еще до того, как его записали в создатели соцреализма. Горький, каким его знал Брюсов», — сказала куратор выставки. И хотя нет ни одной фотографии, запечатлевшей рядом двух знаменитостей, в выставочных витринах можно увидеть множество фотографий, где Горький изображен с со своими современниками и современниками Брюсова. Он позирует с сыном Максимом, с красавицей-актрисой Марией Федоровной Андреевой, своей гражданской женой, с Гербертом Уэллсом и баронессой-авантюристкой Марией Игнатьевной Будберг, изображен рядом с Федором Ивановичем Шаляпиным, или в компании с Шаляпиным и доктором Иваном Ивановичем Манухиным, изображающих тройку «лошадей», впрягшуюся в сани. На стенах — фотографии Максима Петровича Дмитриева, известного фотографа тех лет, с видами окрестностей родного для Горького Нижнего Новгорода. Отдельные фотографии посвящены путешествиям Горького, побывавшего в Америке, его отношениям с Владимиром Лениным, с писателями, среди которых друг Горького Леонид Андреев, зарубежные классики, Лев Толстой, Алексей Толстой.

Выставка, словом, небольшая, ограниченная экспозиционным пространством возле кабинета Брюсова, но Горький предстает на ней удивительно многоликим, и это, возможно, подтолкнет молодых посетителей музея к знакомству с его жизнью и с его книгами.

Куратор выставки: Моника Орлова (при участии Василия Высоколова и Людмилы Хлюстовой).

Художники-оформители: Александр Барбашов, Евгения Ионова, Алексей Мозговой, Алексей Романов, Наталья Романова.

Выставка работает с 17 января по 10 апреля 2018 года.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман