Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  В пятый раз вручена премия «Московский наблюдатель»

В пятый раз вручена премия «Московский наблюдатель»

26 Декабря 2017 г.

На чем висит балерина?

«Когда пять лет назад мы объявили о создании премии „Московский наблюдатель“, то и не предполагали, что протянем так долго» — честно признался координатор проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков, открывая полуюбилейную церемонию награждения в клубе «Дача на Покровке». Премия, которую поддерживает Государственный литературный музей, не просто «протянула» — награда, присуждаемая журналистам и критикам, активно откликающимся на актуальные события текущей литературной жизни Москвы и России и анализирующим тенденции развития современной поэзии и прозы, похоже, уже существует дольше, чем давший ей имя славянофильский журнал XIX века. И не просто существует, а развивается, осваивая новые форматы.

Гостям «Дачи на Покровке» представили сборник первого сезона премии. Выпущенная издательством «Литературный музей» книга, несомненно, будет интересна и участникам сегодняшнего литературного процесса, и специалистам — культурологам и историкам литературы. Издание снабжено серьезным научным аппаратом, статьи — отчеты о литературных вечерах и мероприятиях — располагаются в хронологическом порядке, отражая присущую «Московскому наблюдателю» философию живой летописи. Ответственный редактор сборника Надежда Николаева рассказала собравшимся о работе над книгой: процесс подготовки материалов оказался чуть ли не интереснее результата. «Причесывание» текстов, до этого существовавших в интернете, помогло лучше очертить контуры трудноуловимого «жанра-бастарда» — такое определение предложил член жюри «Московского наблюдателя» Кирилл Корчагин. Действительно, в журналистике никаких четко прописанных канонов для отчета о литературном вечере не существует. Все, что выходит за рамки сухого перечисления имен и фактов, остается здесь на волю автора текста. Тем интереснее будет следить за дальнейшим развитием поддерживаемой «Московским наблюдателем» хроники отечественной поэтической и прозаической жизни.

Гость церемонии Лев Рубинштейн вспомнил, как и сам в 1990-е годы писал о московских литературных мероприятиях. «Я уже тогда считал, что поэзия интереснее живет в устных местах, — заметил он, — такой способ бытования литературы очень важен, а такие книги, как ваша, не дают ему ускользнуть». Важность «Московского наблюдателя» отметила и Мария Галина, лауреат прошлого сезона: «Изначально поэзия была жанром устным. Того, кто плохо пел, не кормили и прогоняли от костра. Сегодня же поэт — это тот, о ком пишет критик. Гордость гордостью, но без критического аппарат поэт — ничто».

В шорт-лист пятого сезона «Московского наблюдателя» из-за совпадения баллов вошли не пять участников, как обычно, а шесть. В финал премии вышли: Виктория Гендлина (статья «Стихи как способ слияния культурных практик», событие — «Московский экслибрис: Библионочь в библиотеке музея „Гараж“»), Алла Горбунова (статья «Стихотворение о революции», событие — «„Стихи 20+" в рамках программы „Москва — город поэтов“ IX Московского международного фестиваля „Биеннале поэтов““), Надя Делаланд (статья „Вещи теряют вес…“, событие — „Михаил Айзенберг в цикле „Стихи kultinfo“. Публикация 11/15“), Александр Курбатов (статья „Быть Чемодановым“, событие — „Андрей Чемоданов в цикле „Стихи kultinfo“. Публикация 10/15“), Екатерина Симонова (статья „История о шапочном знакомстве, или „Снимаю перед Вами шляпу, сэр!““, событие — „2-е Жан-Жаковские чтения со Львом Рубинштейном“) и Андрей Тавров (статья „Аквариум, дом без крыши“, событие — 6-е Жан-Жаковские чтения с Федором Сваровским»).

Членами жюри в этом году выступили поэты и критики Кирилл Корчагин, Леонид Костюков, Дмитрий Кузьмин и первый лауреат «Московского наблюдателя» Геннадий Каневский, заменивший на почетном посту ушедшего из жизни в апреле 2017 года Кирилла Ковальджи. Присутствовавшие на церемонии Каневский и Корчагин поделились своими впечатлениями о премиальной работе — номинировании и оценке участников. Каневский признался, что, внимательно ознакомившись с принципами отбора кандидатов, решил, что хочет «выбрать тех, кто пишет по-другому» — например, Аллу Горбунову, наполнившую текст замечательным постмодернистким сарказмом, и Екатерину Симонову, написавшую о вечере Льва Рубинштейна от лица своей литературной маски Катеньки, простодушной обывательницы из Екатеринбурга — «получилось, будто один из персонажей Рубинштейна ожил и стал ходить за ним по пятам и записывать». Корчагин в этом году, наоборот, выдвигал «более спокойные тексты», а также отдавал предпочтение молодым авторам, объясняя это педагогическими соображениями: «Отчет о литературном вечере — жанр, на котором можно отрабатывать навык письма критических статей и филологических работ».

Юрий Цветков, рассказывая о статье Нади Делаланд, вспомнил, как однажды рассуждал с Геннадием Каневским о том, что ближе поэзии по духу — опера или балет, а потом пересказал этот разговор Михаилу Айзенбергу. Тот, подумав, сказал, что, на его взгляд, балет все же больше напоминает поэзию: балерина подпрыгивает, зависает в воздухе — и непонятно, на чем она держится. Так же висит и удивительным образом держится на воздухе истинная поэтическая строка. По мнению Цветкова, именно эти свойства поэзии Айзенберга удалось отобразить в своей статье Делаланд.

И если вдуматься, этот образ можно применить и к самому «Московскому наблюдателю», выхватывающему из жизненного «воздуха» и запечатлевающему для людей немассовый литературный процесс начала XXI века — подчас такой труднопостигаемый и эфемерный.

Пятерым финалистам — Виктории Гендлиной, Алле Горбуновой, Наде Делаланд, Александру Курбатову и Екатерине Симоновой — достались денежные призы размером 4 000 рублей. Главным победителем и обладателем 50 000 рублей стал Андрей Тавров. О своих впечатлениях лауреат сказал без прикрас: «Я просто пошел на поэтический вечер, посидел в хорошей компании, послушал замечательные стихи, пообщался с молодыми поэтами, получил огромное удовольствие — и за это удовольствие получил еще одно удовольствие».

Мария Мельникова

Фото: © Марианна Власова

СМИ о событии

В столице выбрали «московских наблюдателей» (портал «Год литературы»)

Вручена премия «Московский наблюдатель» (Colta.ru)

Андрей Тавров стал лауреатом «Московского наблюдателя» (Гррький Медиа)

Возврат к списку